Новости и события

15 октября 2019 Душанбе (Таджикистан)

Виртуальная экскурсия по картинам Михаила Лермонтова для юных художников в Душанбе

15 октября, в день рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, в Детско-юношеском центре г. Душанбе состоялась виртуальная экскурсия из цикла «В гостях у Русского музея», организованная представительством Россотрудничества в Таджикистане в честь 205-летия со дня рождения поэта, прозаика, драматурга и художника.

Координатор культурных программ РЦНК г. Душанбе Ирина Вождаева познакомила учащихся 5-10 классов столичных школ, лицеев, гимназий, занимающихся в различных кружках Детско-юношеского центра (языковых, изобразительного, танцевального и драматического искусства, компьютерных технологий, робототехники, рукоделия, шашек и шахмат, в литературно-поэтической и других секциях), - с живописью и рисунками М.Ю. Лермонтова.

Cвыше шестидесяти школьников стали слушателями мультимедийной лекции «Северный Кавказ в картинах, рисунках, акварелях Михаила Лермонтова». Они услышали увлекательный рассказ о картинах, карандашных рисунках, на которых великий русский поэт и талантливый художник отобразил своё поэтическое восприятие уникальной красоты и величия природы Кавказа. 

Лектор рассказала о том, что Лермонтов увлекался рисованием и живописью с ранних лет и до конца своей такой короткой жизни, что он был «счастливо одарён способностями к искусствам и уже в юности рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воска целые картины».

Ребята посмотрели также видеоролик, из которого им стало известно и о его учителях рисования: первым его учителем рисования был художник Александр Солоницкий, готовивший Лермонтова к поступлению в Пансион. Позднее поэт брал уроки живописи у Петра Заболотского, автора двух известных портретов Лермонтова, написанных маслом в 1837 и 1840 годах.

Говоря о художественной манере акварельных работ Лермонтова, Ирина Вождаева отметила, что в его юношеских работах заметно влияние Рембрандта, особенно в портретах, где применена рембрандтовская система светотеневых контрастов.

Школьники с неподдельным интересом слушали рассказ о лучших работах Лермонтова-художника, связанных с Кавказом и созданных во время и после первой его ссылки. Эти картины трактованы в духе романтической живописи. Особый интерес у ребят вызвали картины и акварели «Эпизод из сражения при Валерике», «Вид Пятигорска», «Кавказский вид с верблюдами», «Перестрелка в горах Дагестана», «Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой» и другие работы, которые по тематике и жанровым признакам подразделяются на такие группы, как пейзажи, военная тема, портреты, жанровые сцены, карикатуры, наброски и рисунки без определённого сюжета.

Ребята узнали, что многие рисунки и живописные полотна Лермонтова считаются утерянными.

Вождаева И.Н., координатор культурных проектов РЦНК г. Душанбе; руководитель проекта "Русский музей: виртуальный филиал" (Таджикистан, Душанбе)
Тиллаев Р.С., ассистент проекта "Русский музей: виртуальный филиал" (Таджикистан, Душанбе)


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: