Новости и события

19 ноября 2019 Душанбе (Таджикистан)

Виртуальная экскурсия «Загадочная Русь на полотнах Филиппа Малявина» в Душанбе

19 ноября в Детско-юношеском центре г. Душанбе состоялась виртуальная экскурсия «Загадочная Русь на полотнах Филиппа Малявина» из цикла «В гостях у Русского музея», организованная представительством Россотрудничества в Таджикистане в честь 150-летия со дня рождения выдающегося русского живописца, талантливого портретиста и рисовальщика Филиппа Андреевича Малявина, которого принято называть «певцом русского крестьянства».

Сотрудник РЦНК г. Душанбе Рустам Тиллаев познакомил учащихся, занимающихся в различных языковых и творческих кружках Детско-юношеского центра (изобразительного, танцевального и драматического искусства, компьютерных технологий, робототехники, рукоделия, шашек и шахмат, в литературно-поэтической и других секциях), - с живописью и рисунками Ф.А. Малявина - Академика Императорской Академии художеств, который писал в основном портреты и жанровые сцены из крестьянской жизни и создал свой собственный, неповторимый и лаконичный стиль портретного рисунка.

Лектор остановился на основных этапах творческой биографии художника, рассказал о первых шагах его в искусстве, о том, что будущий автор галереи ярких, широкоформатных крестьянских портретов предреволюционной России учился в иконописной мастерской при монастыре Святого Пантелеймона на полуострове Айон-Орос в Греции, затем поступил в Академию художеств, где учился у великого Ильи Репина, что его работы отмечены золотой медалью Всемирной выставки в Париже.

Школьники и преподаватели творческих секций познакомились с полотнами, на которых – пышущие здоровьем и весельем русские крестьянки (картины «Две девки», «Вихрь», «Крестьянская девушка», «Две русские красавицы», «Смеющаяся баба», «Женщина в красной кофте», «Баба» и др.), залитые потоком солнечных лучей деревенские улицы и дворы. Картины написаны с присущей Малявину экспрессией.

На картине «Старик у очага», с которой познакомились слушатели, - крестьянин, расположившийся у огня. Он отвлёкся от его созерцания и обратил лукавый взор на зрителя. Красные, отброшенные пламенем отсветы и тёмная горячая цветовая гамма полотна создают впечатление тесного пространства избы. Зажжённый очаг был неотъемлемой характеристикой крестьянского дома. Сам художник говорил о своих работах, что «он пишет кондовую Русь - людей от земли, людей сурового подвижнического труда, которые своими мозолистыми руками добывают хлеб насущный и на которых вся русская земля держится».

Ребята посмотрели также видеоролик «История одного шедевра», из которого им стало больше известно о художественной манере Ф.А. Малявина, который соединил в своём искусстве разные направления: реализм, стилистику модерна и приёмы импрессионистов.

Большой интерес вызывал рассказ о самой известной и масштабной картине Малявина «Вихрь», которая является своего рода метафорой всей жизни художника, подобно вихрю ворвавшегося в чинный художественный мир Петербурга. Это грандиозных размеров полотно «обрушивается на посетителя Третьяковки лавинообразной кроваво-красной мощью».

Тиллаев Р.С., ассистент проекта "Русский музей: виртуальный филиал" (Таджикистан, Душанбе)


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: