Занятие, посвященное жизни и творчеству Павла Филонова
21 января в Муниципальном образовании МО № 65 Санкт-Петербурга на Туристской улице, дом 30, корпус 1 состоялся просмотр фильмов о художнике Павле Филонове: «Павел Филонов. Дневники», «Павел Филонов. Возвращение «блудных» рисунков», и «Павел Филонов. «Очевидец незримого» из цикла авторских программ директора Русского музея В.А. Гусева «ВЕК РУССКОГО МУЗЕЯ».
Просмотр фильмов приурочен ко Дню снятию блокады Ленинграда (27 января 1944 года). Павел Филонов – гениальный русский художник-авангардист умер в 1941 году в блокадном Ленинграде от истощения и похоронен недалеко от церкви на Серафимовском кладбище. На доме 19, что находится на улице Литераторов (Петроградская сторона), где жил художник с 1919 по 1941 год, в 1996 году на средства Русского музея установлена памятная мемориальная доска.
Фильм «Павел Филонов. Дневники» создан в 2003 году.
Павел Николаевич Филонов (1882-1941) - живописец, график. Его картинам было суждено долгое насильственное забвение, затем выход из небытия и признание, но все равно Филонов остается самым загадочным и самым непостижимым из мастеров русского авангарда, одинокой и трагической фигурой в искусстве ХХ века. Филонов не продавал своих картин. В 1931 году Филонов писал, что «все свои работы, уже сделанные и те, которые рассчитывает сделать, он решил отдать Государству».
Все произведения Филонова были сохранены его сестрой Евдокией Николаевной Глебовой и впоследствии переданы в Русский музей.
В основу фильма легли дневники Павла Филонова периода 1930-1940-х годов - одного из самых сложных десятилетий в жизни и страны и художника. За каждой страницей этих дневников, из атомов букв и фактов предстает трагическая жизнь и творчество художника.
В фильме рассказывается о том, что в секторе «рукописи» Русского музея хранятся дневники Павла Филонова, которые были изданы после того, как открылся «железный занавес» и возвратились многие закрытые имена, в том числе, и имя Павла Филонова. В 1988 году состоялась его первая персональная выставка в Русском музее. Затем его выставки прошли в Париже, Дюссельдорфе и других городах Европы. Так мир открыл для себя гениального русского художника-авангардиста Павла Филонова. О его работах сказал В.Б. Шкловский: «Это не провинциал Запада… В Филонове – сила русской не привозной живописи». В целом работы Павла Филонова были тяжелы для восприятия зарубежного зрителя. Его картины состоят из мельчайших атомов-прикосновений. В своих дневниках – дешевых ученических тетрадях - он пишет: «Живопись должна расти, как дерево… В то же время упорно и точно пиши каждый атом».
В 1935 году Павел Филонов писал: «Всё последнее время я жил только чаем». 1939 год также был для художника одним из сложных. Ни одной минуты он не проводил без работы. «Денег у меня нет, - писал он в своих дневниках, - не считая 33 копеек, заработанных в июне». Но по своей неизмеримой любви к «дочке» (так он называл жену) с 6 июля по 20 августа часов по 10 в день он расписывал платок – тончайший шёлковый маркизет – дар Екатерине Серебряковой, жене художника. В фильме у зрителя есть уникальная возможность увидеть это замечательное произведение искусства, которое нам показал директор музея В.А. Гусев.
Можно сказать, что у Павла Филонова была своя школа, он имел последователей. Но в 30-е годы было не безопасно называться учеником Филонова. Художник свои работы не продавал за границу. Все картины он хотел оставить партии и правительству. Но произведения опального художника в то время не нужны были ни партии, ни правительству. Интерес к работам художника проснулся у КГБ, когда за границей нашлись его пропавшие рисунки. Об этом рассказывается в следующем фильме.
Фильм «Павел Филонов. Возвращение «блудных» рисунков» создан в 2000 году. Фильм рассказывает об истории рисунков Павла Филонова, которые были найдены во Франции, и о возвращении этих рисунков на Родину.
Работы Павла Филонова оказались в Русском музее благодаря его сестре, Евдокии Николаевне Глебовой, которая после смерти художника перевезла на санках более 200 работ художника с Петроградской стороны (ул. Литераторов, дом 19) и передала их на временное хранение в Русский музей.
К сожалению, отношение к художнику в советское время было неуважительным, художник не вписывался в советскую парадигму ни своим образом жизни, ни мышлением, ни собственным стилем в живописи. Именно неприятие Филонова способствовало краже нескольких его работ из Русского музея. О трудном возвращении в музей рассказывает в фильме директор Русского музея В.А. Гусев.
В 2000 году из Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже были возвращены в Россию 7 рисунков Павла Филонова. Непростой была история их возвращения. В Русском музее была создана комиссия, которую возглавил директор музея В.А. Гусев. Были тщательным образом исследованы работы, хранящиеся в Русском музее, рисунки, найденные в центре Помпиду и фотографии работ художника, сделанные его сестрой. На основании сравнительного анализа всех работ и фотографий были сделаны выводы о подлинности найденных во Франции работ.
Павел Филонов «Очевидец незримого»
Фильм снят в 2006 году по материалам одноименной выставки Русского музея, посвященной аналитическому искусству Павла Филонова. Из фильма зрители узнали от директора Русского музея В.А. Гусева о непростых обстоятельствах жизни Филонова и о главных постулатах его творчества.
Павел Филонов считал художественную форму инструментом для познания мира. Он считал своё искусство аналитическим, заявляя, что «кисть – микроскоп, вход в дверь мироздания». Он считал, что художник должен писать не красивые события, а реальные события окружающего мира. На выставке экспозиция работ художника сопровождается звукорядом. Таким образом, мы можем слышать его своеобразную, ни на что не похожую мелодию в искусстве.
После просмотра фильмов состоялось их обсуждение. Большой интерес вызвала информация о доме по улице Литераторов 19 (наб. реки Карповки, дом 17), где жил Павел Филонов. Это бывший дом – общежитие писателей имени Голубева, где Павел Филонов жил с 1883 по 1941 год (2 этаж, комната 12). В настоящее время в этом здании находится детский сад № 50.
Муниципальное образование Муниципальный округ № 65 Приморского района Санкт-Петербурга на Туристской улице, дом 30, корпус 1
Муниципальное образование Муниципальный округ № 65 Санкт-Петербурга на Туристской улице, дом 30, корпус 1
Облако меток
- #открытие_филиала
- #лекция
- #выставка
- #виртуальная_выставка
- #онлайн_выставка
- #онлайн_мероприятие
- #мультимедийная_выставка
- #виртуальный_тур
- #мастер-класс
- #конкурс
- #занятие
- #фестиваль
- #видеоконференция
- #круглый_стол
- #конференция
- #семинар
- #дошкольники
- #школьники
- #студенты
- #семья
- #серебряный_возраст
- #инклюзия
- #мультимедиа
- #рабочая_встреча_ВФ
- #Центр_мультимедиа
- #Драмматика
- #ночьмузеевВФРМ
- #РусскомуМузею125лет
- #РусскомуМузею120лет
- #каталогиРМ
- #Библионочь
- #книгиГРМ2019
- #игрыРМ
- #фильмыРМ
- #ночьискусствВФРМ
- #Артефакт
- #100лет_реставрацииГРМ
- #ПетрI_350лет
- #Антарктида200
- #народное_искусство
- #профессия_реставратор
- #юбилей_РМ
- #Юбилей_СПб