News

11 February 2020 Yaroslavl

Семинар «КОСМОС ИСКУССТВА»

11 февраля 2020 года в интерактивном классе Культурно-просветительского центра имени В. В. Терешковой в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» состоялся семинар «КОСМОС ИСКУССТВА» из цикла «Век Русского музея», посвященный памяти известного ярославского историка-краеведа и этнографа Надежды Николаевны Балуевой, руководителя Общества возрождения русской культуры и традиций «Петропавловская слобода».

Открыла семинар и от имени директора Центра Ирины Николаевны Трофилевой приветствовала собравшихся заместитель директора Екатерина Тихомирова. Модератором выступила Ирина Григорьева, член Союза журналистов России, редактор методического отдела.

В семинаре приняли участие студенты различных факультетов ЯГПУ имени К. Д. Ушинского совместно с представителями ЯГТУ, активом межфакультетского волонтерско-благотворительного студенческого объединения «Православное Собрание молодежи» ЯГПУ во главе с его лидером Еленой Березиной.

В первой части семинара речь шла о роли художника в мире Искусства на примере космически-грандиозной работы «Последний день Помпеи» кисти замечательного русского художника Карла Брюллова.

По словам искусствоведа С. Степановой, произведение Брюллова стало «не просто одним из очередных достижений национальной школы, а явлением, ускорившим эволюцию искусства». Искусствовед А. Верещагина отметила, что художник ярко показал затронувшее многих людей стихийное бедствие, и тем самым «…впервые в русскую историческую живопись вошёл народ».

Второй раздел семинара включал авторскую программу директора Государственного Русского музея Владимира Александровича Гусева из цикла «Век Русского музея». После демонстрации мультимедийного фильма «К.П. Брюллов. Последний день Помпеи» из Медиатеки проекта «Русский музей: Виртуальный филиал» последовало обсуждение темы в формате «свободного микрофона».

По свидетельству потрясенных современников, картина Брюллова о событиях в Помпеях во время катастрофического извержения Везувия в 79 году нашей эры «поражала грандиозностью события, патетикой чувств, правдивостью ситуации», создавая впечатление подлинной монументальной эпопеи. Пушкин, Лермонтов и Баратынский, Жуковский и Глинка, Белинский и Герцен – все оценили её чрезвычайно высоко.

Гоголь в сборнике «Арабески» написал о полотне: «Это – светлое воскресение живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии».

Живописные группы персонажей помпеянцев скульптурно-рельефны и драматически выразительны. Это те, кто «трепетал за своих близких и родных»: юный Плиний, уговаривающий свою обессилевшую мать попытаться спастись вместе с ним, и мать, умоляющая сына спасти хотя бы его собственную жизнь… Двое сыновей, несущие на своих плечах больного старого отца, не думая о себе, спасают его жизнь … Отец семейства, укрывающий собой своих близких от хлопьев горячего пепла, любящая мать с двумя дочерьми на коленях (их скелеты при раскопках были найдены в таком положении)…

На полотне ТРАГЕДИЯ открывает суть человеческих душ, обнажая их лучшие качества: содрогаясь от ужаса перед лицом грозной опасности, люди тем не менее проявляют истинные чувства настоящей самоотверженности, мужества и подлинной ЛЮБВИ. Художник как бы подчеркивает, что ЛЮБОВЬ имеет непреходящий смысл и высшую ценность.

С древних времен и великие мира сего, и простые смертные искали слова для её описания. Считается, что самые возвышенные строки о любви принадлежат апостолу Павлу. Бог есть Любовь, и «Гимном Любви» называют  главу 13 из Первого послания апостола Павла к христианам Коринфа:

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, – нет мне в том никакой пользы.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится…

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь, но любовь из них больше»…Удивительно просто и мощно сказано.

В итоге на семинаре состоялась живая дискуссия о важности пробуждения лучших струн души человеческой, поиска истины в творчестве художника, о Космосе Искусства и Человека, о котором не раз говорила и ярославский этнограф Надежда Николаевна Балуева.

Завершился семинар традиционным неформальным чаепитием.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: