Пресса о нас

Тверская областная галерея продолжает мультимедийно-выставочный проект «Судьбы коллекции», приуроченный к 150-летию собрания. На этот раз в рамках проекта мы рассказываем вам об уникальном панно «Аллегорическая картина», изображающем императрицу Екатерину II.

Панно было выполнено, предположительно, в 1787 году тверскими крепостными живописцами М.А. Казаковым и И.И. Сержанцевым. Оно служило для украшения великолепных Триумфальных ворот, воздвигнутых в Твери к приезду императрицы Екатерины II, и стало единственной частью ворот, сохранившейся до наших дней.

Композиция, сюжет и стилистика произведения характерны для монументально-декоративной живописи эпохи классицизма. Картина выполнена в технике гризайль, имитирующей гипсовой рельеф.23 (6)

Программа панно воплощает идею прославления просвещенного монарха, жертвующего личным покоем ради народа и государства. Екатерина II изображена на нем, очевидно, в храме Юпитера. Левой рукой она бросает на пылающий жертвенник цветок мака – образ жертвования своим покоем во имя общего блага, правой – опирается на лежащие на высоком постаменте книги с надписями: «Комерчии», «Учреждение губерн.», «Негоция», «Наказ» – символ важных государственных деяний. Над жертвенником помещено изображение верховного божества древних римлян, властителя всего мира Юпитера, которого с Екатериной II соединяет надпись: «ты радование и слава мое». Рядом с императрицей – несколько женских фигур, одна из которых держит знамя, а другая обвитым змеей жезлом с вензелем государыни пронзает лежащую на земле семиглавую гидру – аллегорическое изображение победы над мятежными силами (очевидный намек на успешное подавление государственной властью восстания под предводительством Е. Пугачева). Присутствует в картине также и государственная символика – ребенок со щитом, на котором изображен двуглавый орел. С помощью аллегорического сюжета авторы монументального полотна создают образ Екатерины II как идеального монарха-гражданина, заботящегося о благе государства и обладающего не только безграничной властью, но в силу этого и огромной ответственностью перед обществом.

23 (2)

Это монументальное полотно – своеобразный наказ руководствующегося просветительской идеологией общества своей императрице о том, каким должен быть государственный деятель. Тверские крепостные художники – «дому господина полковника Ильи Ипатовича Муханова служитель Мартын Андреев Казаков и дому господина артиллерии майора Ивана Ивановича Барашникова служитель же Иван Ильин сын Сержанцов», очевидно, хорошо знали не только передовые общественные идеи своего времени, но также были знакомы с новинками художественной жизни страны.

Подобные панно играли важную роль в художественной культуре эпохи и были широко распространены, однако, из-за условий своего бытования, не могли сохраниться. Картина из собрания галереи является одним из немногих и, быть может, единственным сохранившимся памятником этого ряда. После реставрации произведение займет важное место в экспозиции Тверского Императорского дворца.

 Наталья ЛЕБЕДЕВА

По материалам статьи Анны Горбуновой

«Триумфальные ворота Тверской губернии
во II половине XVIII в.»

http://www.газета-вся-тверь.рф/?p=16466
метки

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: