Сказки, мифы, легенды в русском искусстве

Шкатулка Мифологические и сказочные персонажи стали героями произведений русского искусства, в первую очередь, народного, начиная с древнейших времен. Народное искусство – один из носителей национальной памяти. Именно в нем сохранились образы славянской мифологии. Зачастую эти образы настолько трансформировались со временем, что нам трудно понять, что изображено на том или ином произведении. Но многие персонажи узнаваемы. Это и русалки-фараонки, украшавшие дома в Нижегородской губернии, и образы Матери Сырой Земли в северных красно-белых вышивках, и сказочные птицы Сирин и Алконост, появляющиеся во многих видах народного искусства – вышивке, росписи по дереву, а также в лубочных картинках, и многие другие. В народной игрушке – глиняной (Дымковской и Каргопольской) и деревянной (Богородской) – также изображалось много сказочных персонажей – особенно популярны были и остаются герои пушкинских сказок.

Ознакомиться с выставкой

При Петре I происходило активное приобщение к достижениям многовекового европейского, в том числе античного, искусства, в связи с чем в XVIII – первой половине XIX вв. в произведениях выпускников и преподавателей Академии художеств в Петербурге (живописцев И.Акимова, А.Лосенко, П.Соколова, К.Брюллова, П.Басина, А.Иванова, скульпторов И.Прокофьева, Ф.Гордеева, Ф.Щедрина, М.Козловского, Б.Орловского, И.Витали и многих других) появляются герои античной мифологии – Зевс и Фетида, Нарцисс и Гименей, Парис и Меркурий, Аполлон и Венера, Диана и Прометей). По заказу Петра I были заказаны в Италии и установлены в Летнем саду около 90 скульптур, в том числе на мифологические сюжеты (Аполлон и Диана, Рок и Немезида, нимфы, музы Талия и Терпсихора, Вертумн и Помона и многие другие).

Особая страница русского искусства в этот период – украшение интерьеров зданий, в том числе дворцов, входящих ныне в комплекс Русского музея, росписями и скульптурой на сюжеты античной мифологии. Это и плафоны С.Торелли, Дж.Валериани и Э.Липгарта в Мраморном и Строгановском дворцах, и рельефы А.Адамсона в Академических залах Михайловского дворца, и росписи на сюжеты гомеровских «Илиады» и «Одиссеи» А.Виги на стенах Белого зала Михайловского дворца.

Во второй половине XIX века пробуждается интерес к русской истории, к фольклору, к народному искусству. В произведениях профессиональных художников (в первую очередь В.М.Васнецова) входят герои былин (богатыри Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич) и сказок (Аленушка, Иван-царевич, Кощей). На рубеже XIX-XX веков Н.К.Рерих обращается к теме былин в серии монументальных панно "Богатырский фриз", которые он исполнил для одного из петербургских особняков. М.А.Врубель создает своего «Богатыря», а также серию майоликовых скульптур на темы опер-сказок «Садко» и «Снегурочка». И.Я.Билибин находит свой собственный стиль книжного оформления, основой которого являются мотивы русского народного и средневекового искусства. Многие художники обращались в этот период и к античной мифологии: А.Н.Бенуа, В.А.Серов, Е.Е.Лансере, Н.Д.Милиоти, Н.К.Калмаков, М.Ф.Ларионов.

В 1933 году издательство Academia выпустило сборник «Калевала» с оригинальными иллюстрациями группы «мастеров аналитического искусства» школы П.Н.Филонова: Т.Н.Глебовой, А.И.Порет, М.П.Цыбасова и других. К теме этого всемирно известного карело-финского эпоса обращались и другие художники – Н.Кочергин, В.Курдов, М.Мечев, Г.Стронк, Т.Юфа.

В XX веке сказочные образы живут, в первую очередь, в народном искусстве и в книжной иллюстрации. Особая роль в формировании облика советской детской книги принадлежит издательству «Детгиз», созданному в Ленинграде 1933 году. Это издательство называли «университетом» для иллюстраторов детской книги. Художественную редакцию возглавлял В.Лебедев, под руководством которого работали В.Конашевич, В.Курдов, Ю.Васнецов, Н.Тырса, А.Пахомов, Е.Чарушин, А.Якобсон и многие другие.

Более 200 книг оформила Т.Маврина, единственный советский художник, удостоенный премии имени Г.Х.Андерсена за вклад в иллюстрирование детских книг.

В наши дни сказочные темы чаще всего появляются в народном искусстве – в миниатюрной росписи Палеха, Холуя, Мстеры, в богородской, дымковской и каргопольской игрушках.