Коллекция Государственного Русского музея

Расширенный поиск по коллекциям

Раздел коллекции

Период

Жанры и сюжеты

 

Живопись XVIII века - первой половины XIX века

Все произведения
Период:

Всего: 795
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Картина «Триумф Цереры»
Картина «Триумф Цереры»
XVII в
Кавалерийское сражение
Кавалерийское сражение
Середина XVII в.
Картина «Баталия»
Картина «Баталия»
ХVII в
Картина «Пейзаж со стадом»
Картина «Пейзаж со стадом»
XVII в
Портрет царя Алексея Михайловича
Портрет царя Алексея Михайловича
Не позднее 1670 (?)
Портрет царя Иоанна V Алексеевича
Портрет царя Иоанна V Алексеевича
Последняя четверть ХVII века.
Портрет царя Алексея Михайловича
Портрет царя Алексея Михайловича
Вторая половина XVII века. 1680-е (?)
Портрет царя Ивана IV Грозного
Портрет царя Ивана IV Грозного
Портрет царя Михаила Федоровича
Портрет царя Михаила Федоровича
Вторая половина XVII века. 1680-е (?)
Портрет царицы Марфы Матвеевны
Портрет царицы Марфы Матвеевны
Не позднее 27 апреля 1682
Портрет самодержицы Софьи Алексеевны
Портрет самодержицы Софьи Алексеевны
Конец XVII в. (?)
Портрет царицы Натальи Кирилловны
Портрет царицы Натальи Кирилловны
1687
Портрет «патриарха» Милака – боярина Матвея Филимоновича Нарышкина
Неизвестный художник Школа Оружейной палаты
Портрет «патриарха» Милака – боярина Матвея Филимоновича Нарышкина
Между 1688 и 1692. Не позднее 1692 (?)
Вид Саардама
Вид Саардама
Конец XVII в
Приморский город
Приморский город
Конец XVII в.
Портрет князя Аникиты Ивановича Репнина
Неизвестный художник Школа Оружейной палаты
Портрет князя Аникиты Ивановича Репнина
Конец 1694 - первая половина 1695
Портрет царицы Натальи Кирилловны
Портрет царицы Натальи Кирилловны
Конец января – начало февраля 1694 (?)
Портрет Б. П. Шереметева
Портрет Б. П. Шереметева
Конец XVII века
Портрет Ермака
Неизвестный художник (Ефим Копьин ?)
Портрет Ермака
Конец XVII -XVIII (?)
Портрет Якова Тургенева
Портрет Якова Тургенева
1694 (?)
Шедевры
Период:

Всего: 103
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Здание Двенадцати коллегий
Здание Двенадцати коллегий
Третья четверть XVIII века
Портрет А. Г. Бобринского в детстве
Портрет А. Г. Бобринского в детстве
Середина 1760-х
Владимир и Рогнеда
Владимир и Рогнеда
1770
Портрет Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой
Портрет Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой
1772
Портрет графа А. С. Строганова
Портрет графа А. С. Строганова
1772
Портрет Е. И. Нелидовой
Портрет Е. И. Нелидовой
1773
Портрет Е. Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской
Портрет Е. Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской
1773
Портрет А. П. Левшиной
Портрет А. П. Левшиной
1775
Портрет Г. И. Алымовой
Портрет Г. И. Алымовой
1776
Портрет Е. И. Молчановой
Портрет Е. И. Молчановой
1776
Портрет Н. С. Борщевой
Портрет Н. С. Борщевой
1776
Екатерина II – законодательница в храме богини Правосудия
Екатерина II – законодательница в храме богини Правосудия
1783
Портрет Агафии Дмитриевны (Агаши) Левицкой
Портрет Агафии Дмитриевны (Агаши) Левицкой
1783
Портрет В. Н. Суровцевой
Портрет В. Н. Суровцевой
Вторая половина 1780-х
Портрет графини Е. П. Строгановой
Портрет графини Е. П. Строгановой
1793
Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами
Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами
1793 (4?)
Миропомазание великой княгини Елизаветы Алексеевны
Миропомазание великой княгини Елизаветы Алексеевны
1795
Портрет Е. Н. Арсеньевой
Портрет Е. Н. Арсеньевой
Середина 1790-х
Портрет Петра I
Портрет Петра I
1795
Испытание силы Яна Усмаря
Испытание силы Яна Усмаря
1796 (1797?)
Рекомендуем

История коллекции

В числе полотен, составивших основу Русского музея при его формировании, большинство представляло именно период XVIII - первой половины XIX века.

Например, среди восьмидесяти полотен Русского отдела Эрмитажа, полностью переданного новому музею, выделялись произведения К.П.Брюллова ("Последний день Помпеи") и Ф.А.Бруни ("Медный змий"); И.К.Айвазовского ("Девятый вал") и Г.И.Семирадского ("Фрина на празднике Посейдона"); В.Л.Боровиковского ("Портрет Муртазы-Кули-хана") и А.А.Иванова ("Явление Христа Марии Магдалине").

Произведения, этапные для характеристики русской школы живописи этого периода пришли в музей и в числе 122 полотен, переданных Императорской Академией художеств, Это такие яркие произведения своей эпохи как "Портрет Евграфа Давыдова" кисти О.А.Кипренского, виды Бахчисарая и Николаева, исполненные Ф.Я.Алексеевым, "Сусанна и старцы" П.В.Басина, "Гумно" А.Г.Венецианова, "Фортуна и нищий" А.Т.Маркова. Существенный вклад в формирование коллекции Русского музея внесли произведения, переданные из Зимнего, Царскосельского Александровского и Гатчинского дворцов. Вмести с ними в музей пришли работы К.П.Брюллова (например, "Портрет графини Юлии Павловны Самойловой с приемной дочерью Амацилией Паччини"), "Черкес" и "Башкир" А.О.Орловского, "Девушка на сеннике" А.Г.Венецианова, "Гитарист" и "Девочка с куклой" В.А.Тропинина, "Сватовство майора" П.А.Федотова.

Раздел портретной живописи XVIII века существенно дополнила приобретенная у наследников в 1897 году коллекция А.Б.Лобанова-Ростовского. Среди нескольких десятков холстов, в нее входивших, необходимо отметить портреты И.И. и Е.А.Лобановых-Ростовских работы И.П.Аргунова, "Портрет А.Д.Ланского" кисти Д.Г.Левицкого, произведения многих иностранных мастеров, работавших в России в XVIII веке, - И.-Г.Таннауера, Г.-Х.Гроота, П.Ротари, Ж.-Б.Вуаля и других.

Таким образом, уже к моменту открытия музей обладал представительным собранием живописи художников национальной школы. Досадные пробелы, образовавшиеся в нем и с сожалением отмечавшиеся еще современниками, были связаны с тем, что действия правительства по созданию первого общегосударственного русского музея никак нельзя назвать последовательными. Многие произведения живописцев XVIII века, составлявшие гордость национальной школы, оставались в императорских дворцах, почти не приобретались произведения современных мастеров неакадемического направления.

Тем не менее, активная деятельность крупных представителей отечественной культуры, входивших в совет художественного отдела, таких как Альберт Н.Бенуа, П.А.Брюллов, К.В.Лемох и особенно П.И.Нерадовский, хранитель художественного отдела с 1909 года, и опиравшихся на содействие коллекционеров и знатоков М.П.Боткина, Александра Н.Бенуа, И.Э.Грабаря, обеспечила поступление в музей высокохудожественных произведений мастеров XVIII века - А.П.Антропова ("Портрет М.А.Румянцевой"), И.Я.Вишнякова (портреты Сарры и Вильгельма Ферморов), Д.Г.Левицкого ("Портрет А.С.Протасовой"), Ф.С.Рокотова ("Портрет Е.В.Санти" и "Портрет Л.Ф.Санти"), В.Л.Боровиковского ("Портрет Е.Н.Арсеньевой"), значительных полотен кисти живописцев первой половины XIX столетия ("Портрет А.Ф.Фурман", "Портрет О.А.Рюминой", "Портрет К.И.Альбрехта" О.А.Кипренского; ряд эскизов, исполненных А.А.Ивановым).

Хотя собрание живописи за предреволюционные годы почти утроилось, научное комплектование коллекции началось лишь после Октябрьской революции. В это время достоянием национальной сокровищницы стали многие частные собрания. Уже в 1917 году в музей поступила богатейшая коллекция М.П.Боткина, включавшая свыше восьмидесяти эскизов к "Явлению мессии" А.А.Иванова. Существенным вкладом стали и переданные музею в 1918 году полотна, принадлежавшие известному собирателю В.Н.Аргутинскому-Долгорукову. В первые послереволюционные десятилетия Русский музей получил многие сотни превосходных произведений из созданных тогда и впоследствии расформированных постоянных выставок и дворцов-музеев. Как правило, они передавались в Государственный музейный фонд, а затем распределялись по музеям. В конце 1922 года было принято решение о передаче в ГРМ всего собрания Музея Академии художеств, включая и портретную галерею Зала совета.

В результате интенсивного комплектования уже в первые десять лет советской власти в собрании музея были заполнены лакуны и сглажены неровности, обусловленные историческими обстоятельствами его формирования.

По широте и глубине охвата коллекция Русского музея стала крупнейшим в мире собранием национальной живописи. Масштабная деятельность по комплектованию в 1930-е годы развивалась и за счет обмена произведениями между Русским музеем, Третьяковской галереей и Эрмитажем.

В собирательской деятельности последних десятилетий главным стал историко-художественный критерий: кроме шедевров в коллекцию русской живописи XVIII -первой половины XIX века приобретаются произведения так называемого "второго слоя" - эскизы и этюды, полотна малоизвестных мастеров. Это позволяет глубже, шире и детальнее анализировать историю отечественного искусства.

Собрание живописи постоянно пополняется и в наше время, так, только в 1998 году музеем приобретено 12 живописных работ и среди - них портрет Н.А.Демидова кисти Л.Токе.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: