Коллекция Государственного Русского музея

Расширенный поиск по коллекциям

Раздел коллекции

Период

Жанры и сюжеты

 

Живопись XVIII века - первой половины XIX века

Все произведения
Период:

Всего: 795
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Картина «Триумф Цереры»
Картина «Триумф Цереры»
XVII в
Кавалерийское сражение
Кавалерийское сражение
Середина XVII в.
Картина «Баталия»
Картина «Баталия»
ХVII в
Картина «Пейзаж со стадом»
Картина «Пейзаж со стадом»
XVII в
Портрет царя Алексея Михайловича
Портрет царя Алексея Михайловича
Не позднее 1670 (?)
Портрет царя Иоанна V Алексеевича
Портрет царя Иоанна V Алексеевича
Последняя четверть ХVII века.
Портрет царя Алексея Михайловича
Портрет царя Алексея Михайловича
Вторая половина XVII века. 1680-е (?)
Портрет царя Ивана IV Грозного
Портрет царя Ивана IV Грозного
Портрет царя Михаила Федоровича
Портрет царя Михаила Федоровича
Вторая половина XVII века. 1680-е (?)
Портрет царицы Марфы Матвеевны
Портрет царицы Марфы Матвеевны
Не позднее 27 апреля 1682
Портрет самодержицы Софьи Алексеевны
Портрет самодержицы Софьи Алексеевны
Конец XVII в. (?)
Портрет царицы Натальи Кирилловны
Портрет царицы Натальи Кирилловны
1687
Портрет «патриарха» Милака – боярина Матвея Филимоновича Нарышкина
Неизвестный художник Школа Оружейной палаты
Портрет «патриарха» Милака – боярина Матвея Филимоновича Нарышкина
Между 1688 и 1692. Не позднее 1692 (?)
Вид Саардама
Вид Саардама
Конец XVII в
Приморский город
Приморский город
Конец XVII в.
Портрет князя Аникиты Ивановича Репнина
Неизвестный художник Школа Оружейной палаты
Портрет князя Аникиты Ивановича Репнина
Конец 1694 - первая половина 1695
Портрет царицы Натальи Кирилловны
Портрет царицы Натальи Кирилловны
Конец января – начало февраля 1694 (?)
Портрет Б. П. Шереметева
Портрет Б. П. Шереметева
Конец XVII века
Портрет Ермака
Неизвестный художник (Ефим Копьин ?)
Портрет Ермака
Конец XVII -XVIII (?)
Портрет Якова Тургенева
Портрет Якова Тургенева
1694 (?)
Шедевры
Период:

Всего: 103
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Вид Казанского собора в Петербурге
Вид Казанского собора в Петербурге
Не ранее 1810
Портрет графа А. С. Строганова
Портрет графа А. С. Строганова
1814
Благословение ополченца 1812 года
Благословение ополченца 1812 года
1810-е
Вид с Петровского острова в Петербурге
Вид с Петровского острова в Петербурге
1816
Водопад Иматра в Финляндии
Водопад Иматра в Финляндии
1819
Водопад в Тиволи. Вид от виллы Мецената
Водопад в Тиволи. Вид от виллы Мецената
1819
Гумно
Гумно
1822–1823
Портрет Е. С. Авдулиной
Портрет Е. С. Авдулиной
1822–1823
Крестьянский мальчик, надевающий лапти
Крестьянский мальчик, надевающий лапти
Между 1823 и 1826
Новый Рим. Замок Святого Ангела
Новый Рим. Замок Святого Ангела
1823
Смерть Камиллы, сестры Горация
Смерть Камиллы, сестры Горация
1824
Жница
Жница
Середина 1820-х
Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград)
Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград)
1827
Набережная Мерджеллина в Неаполе
Набережная Мерджеллина в Неаполе
1827
Терраса на берегу моря. Капуччини близ Сорренто
Терраса на берегу моря. Капуччини близ Сорренто
1827
Вид Амальфи близ Неаполя
Вид Амальфи близ Неаполя
Конец 1820-х (1829? 1830?)
Вид Неаполя. Набережная Санта Лючия
Вид Неаполя. Набережная Санта Лючия
1829
Жнецы
Жнецы
Конец 1820-х
Неаполь в лунную ночь. Виа Партенопе и Кастелло дель Ово
Неаполь в лунную ночь. Виа Партенопе и Кастелло дель Ово
1829
Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией
Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией
1830
Рекомендуем

История коллекции

В числе полотен, составивших основу Русского музея при его формировании, большинство представляло именно период XVIII - первой половины XIX века.

Например, среди восьмидесяти полотен Русского отдела Эрмитажа, полностью переданного новому музею, выделялись произведения К.П.Брюллова ("Последний день Помпеи") и Ф.А.Бруни ("Медный змий"); И.К.Айвазовского ("Девятый вал") и Г.И.Семирадского ("Фрина на празднике Посейдона"); В.Л.Боровиковского ("Портрет Муртазы-Кули-хана") и А.А.Иванова ("Явление Христа Марии Магдалине").

Произведения, этапные для характеристики русской школы живописи этого периода пришли в музей и в числе 122 полотен, переданных Императорской Академией художеств, Это такие яркие произведения своей эпохи как "Портрет Евграфа Давыдова" кисти О.А.Кипренского, виды Бахчисарая и Николаева, исполненные Ф.Я.Алексеевым, "Сусанна и старцы" П.В.Басина, "Гумно" А.Г.Венецианова, "Фортуна и нищий" А.Т.Маркова. Существенный вклад в формирование коллекции Русского музея внесли произведения, переданные из Зимнего, Царскосельского Александровского и Гатчинского дворцов. Вмести с ними в музей пришли работы К.П.Брюллова (например, "Портрет графини Юлии Павловны Самойловой с приемной дочерью Амацилией Паччини"), "Черкес" и "Башкир" А.О.Орловского, "Девушка на сеннике" А.Г.Венецианова, "Гитарист" и "Девочка с куклой" В.А.Тропинина, "Сватовство майора" П.А.Федотова.

Раздел портретной живописи XVIII века существенно дополнила приобретенная у наследников в 1897 году коллекция А.Б.Лобанова-Ростовского. Среди нескольких десятков холстов, в нее входивших, необходимо отметить портреты И.И. и Е.А.Лобановых-Ростовских работы И.П.Аргунова, "Портрет А.Д.Ланского" кисти Д.Г.Левицкого, произведения многих иностранных мастеров, работавших в России в XVIII веке, - И.-Г.Таннауера, Г.-Х.Гроота, П.Ротари, Ж.-Б.Вуаля и других.

Таким образом, уже к моменту открытия музей обладал представительным собранием живописи художников национальной школы. Досадные пробелы, образовавшиеся в нем и с сожалением отмечавшиеся еще современниками, были связаны с тем, что действия правительства по созданию первого общегосударственного русского музея никак нельзя назвать последовательными. Многие произведения живописцев XVIII века, составлявшие гордость национальной школы, оставались в императорских дворцах, почти не приобретались произведения современных мастеров неакадемического направления.

Тем не менее, активная деятельность крупных представителей отечественной культуры, входивших в совет художественного отдела, таких как Альберт Н.Бенуа, П.А.Брюллов, К.В.Лемох и особенно П.И.Нерадовский, хранитель художественного отдела с 1909 года, и опиравшихся на содействие коллекционеров и знатоков М.П.Боткина, Александра Н.Бенуа, И.Э.Грабаря, обеспечила поступление в музей высокохудожественных произведений мастеров XVIII века - А.П.Антропова ("Портрет М.А.Румянцевой"), И.Я.Вишнякова (портреты Сарры и Вильгельма Ферморов), Д.Г.Левицкого ("Портрет А.С.Протасовой"), Ф.С.Рокотова ("Портрет Е.В.Санти" и "Портрет Л.Ф.Санти"), В.Л.Боровиковского ("Портрет Е.Н.Арсеньевой"), значительных полотен кисти живописцев первой половины XIX столетия ("Портрет А.Ф.Фурман", "Портрет О.А.Рюминой", "Портрет К.И.Альбрехта" О.А.Кипренского; ряд эскизов, исполненных А.А.Ивановым).

Хотя собрание живописи за предреволюционные годы почти утроилось, научное комплектование коллекции началось лишь после Октябрьской революции. В это время достоянием национальной сокровищницы стали многие частные собрания. Уже в 1917 году в музей поступила богатейшая коллекция М.П.Боткина, включавшая свыше восьмидесяти эскизов к "Явлению мессии" А.А.Иванова. Существенным вкладом стали и переданные музею в 1918 году полотна, принадлежавшие известному собирателю В.Н.Аргутинскому-Долгорукову. В первые послереволюционные десятилетия Русский музей получил многие сотни превосходных произведений из созданных тогда и впоследствии расформированных постоянных выставок и дворцов-музеев. Как правило, они передавались в Государственный музейный фонд, а затем распределялись по музеям. В конце 1922 года было принято решение о передаче в ГРМ всего собрания Музея Академии художеств, включая и портретную галерею Зала совета.

В результате интенсивного комплектования уже в первые десять лет советской власти в собрании музея были заполнены лакуны и сглажены неровности, обусловленные историческими обстоятельствами его формирования.

По широте и глубине охвата коллекция Русского музея стала крупнейшим в мире собранием национальной живописи. Масштабная деятельность по комплектованию в 1930-е годы развивалась и за счет обмена произведениями между Русским музеем, Третьяковской галереей и Эрмитажем.

В собирательской деятельности последних десятилетий главным стал историко-художественный критерий: кроме шедевров в коллекцию русской живописи XVIII -первой половины XIX века приобретаются произведения так называемого "второго слоя" - эскизы и этюды, полотна малоизвестных мастеров. Это позволяет глубже, шире и детальнее анализировать историю отечественного искусства.

Собрание живописи постоянно пополняется и в наше время, так, только в 1998 году музеем приобретено 12 живописных работ и среди - них портрет Н.А.Демидова кисти Л.Токе.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: