Коллекция Государственного Русского музея

Расширенный поиск по коллекциям

Раздел коллекции

Период

Жанры и сюжеты

 

Живопись второй половины XIX - XX веков

Все произведения
Период:

Всего: 1865
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Вид Колизея в Италии
Вид Колизея в Италии
Первая половина XIX века
Семейная сцена
Семейная сцена
XIX век
Благоверный князь Александр Невский
Благоверный князь Александр Невский
1819
Сцена из домашней жизни бурятов
Сцена из домашней жизни бурятов
Между 1829 и 1833
Вид Большого канала в Венеции
Вид Большого канала в Венеции
1850
Вид Фонтанки в Петербурге
Вид Фонтанки в Петербурге
Середина XIX века
Внутренний вид библиотеки
Внутренний вид библиотеки
Середина XIX века
Женщина перед иконой
Женщина перед иконой
1850-е
Мертвое море
Мертвое море
1850
Отъезд (Прощание уезжающего офицера с его семейством)
Отъезд (Прощание уезжающего офицера с его семейством)
1850
Портрет А. П. Попова-Московского
Портрет А. П. Попова-Московского
Конец 1850-х
Портрет Анны Михайловны Виельгорской
Портрет Анны Михайловны Виельгорской
1850-е
Портрет вице-канцлера графа Карла Васильевича Нессельроде (1780-1862)
Портрет вице-канцлера графа Карла Васильевича Нессельроде (1780-1862)
XIX век
Портрет графа Ф. П. Толстого
Портрет графа Ф. П. Толстого
1850
Портрет князя Б. Н. Юсупова
Портрет князя Б. Н. Юсупова
1850
Сцена из Смутного времени (Спасение Марины Мнишек во время восстания против поляков 17 мая 1606 года в Москве)
Сцена из Смутного времени (Спасение Марины Мнишек во время восстания против поляков 17 мая 1606 года в Москве)
1850-е
Вид уездного города Костромской губернии Юрьевца-Повольского
Вид уездного города Костромской губернии Юрьевца-Повольского
1851
За чайным столом
За чайным столом
1851
Застигнутые бурей
Застигнутые бурей
Вторая половина XIX века
Шедевры
Период:

Всего: 208
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Взятие снежного городка
Взятие снежного городка
1891
Портрет Е. О. Лихачевой
Портрет Е. О. Лихачевой
1892
Московская улица XVII века в праздничный день
Московская улица XVII века в праздничный день
1895
Покорение Сибири Ермаком
Покорение Сибири Ермаком
1895
Портрет художника К. А. Сомова
Портрет художника К. А. Сомова
1895
Деревце
Деревце
1896–1898
Семья купца в XVII веке
Семья купца в XVII веке
1896
Автопортрет с сестрой
Автопортрет с сестрой
1898
Богатырь
Богатырь
1898–1899
Великий постриг
Великий постриг
1898
Корабельная роща
Корабельная роща
1898
Море. Крым
Море. Крым
1898
Пятна лунного света в лесу. Зима
Пятна лунного света в лесу. Зима
1898–1908
Северный край
Северный край
1898–1899
Летящий демон
Летящий демон
1899
Озеро
Озеро
1899–1900
Переход Суворова через Альпы в 1799 году
Переход Суворова через Альпы в 1799 году
1899
Преподобный Сергий Радонежский
Преподобный Сергий Радонежский
1899
Портрет Александра III с рапортом в руках
Портрет Александра III с рапортом в руках
1900
Радуга
Радуга
1900–1905
Рекомендуем

История коллекции

Уже среди живописных работ переданных в Русский музей в момент его основания было заметное число работ художников второй половины XIX века, таких как И.К.Айвазовский, В.М.Васнецов, К.Е.Маковский, И.Е.Репин, В.Д.Поленов, В.И.Суриков. Несмотря на то, что отбор картин для музея был в первые два десятилетия несколько ограничен консервативными вкусами совета Академии художеств, диапазон представленной в музее живописи постоянно расширялся. В этом огромная заслуга сотрудников музея, таких как Альберт Н. и Александр Н. Бенуа, И.Э.Грабаръ, П.И.Нерадовский и др.

Важные шаги были предприняты и для комплектования коллекции картин современных художников: отдельные полотна и целые группы произведений поступали с выставок - И.И.Левитана (в 1901 году - посмертная), В.В.Верещагина (в 1905 году - посмертная), Я.Ф.Ционглинского (в 1914 году - посмертная). Товарищества передвижных художественных выставок (С.Ю.Жуковского, Н.А.Касаткина, И.И.Левитана, В.Е.Маковского), Нового общества художников (Б.М.Кустодиева, Н.М.Фокина), от авторов (А.Я.Головин, В.А.Серов, М.В.Нестеров), от случайных владельцев ("Трапеза" В.Г.Перова, "Портрет О.К.Орловой" В.А.Серова и другие).

Заметным вкладом стали переданные музею в 1918 году эскизы М.А.Врубеля и картины К.А.Сомова из обширной коллекции В.Н.Аргутинского-Долгорукова.

Вскоре на хранение в музей поступили собрание Н.И. и Е.М.Терещенко, состоявшее главным образом из произведений художников конца XIX - начала XX века (в том числе "Богатырь" и "Шестикрылый серафим" М.А.Врубеля), собрание А.А.Коровина, где были полотна кисти В.А.Серова, Ф.А.Малявина, М.В.Нестерова, К.А.Коровина, а также представителей таких ярких художественных объединений как "Мир искусства", "Голубая роза" и "Бубновый валет".

2 ноября 1926 года было принято решение о создании в ГРМ Отделения новейших течений. В его состав решено было включить произведения всех художественных направлений и творческих объединений, образовавшихся после "Мира искусства". Полотна мастеров "Бубнового валета", "Голубой розы", "Союза молодежи" и других стали объектом целенаправленного коллекционирования. Кроме произведений, приобретенных у авторов, основу Отделения составили: обширное (свыше 300 полотен) собрание Музея художественной культуры в Ленинграде, в котором были работы В.В.Кандинского, П.П.Кончаловского, П.В.Кузнецова, К.С.Малевича, В.Е.Татлина Р.Р.Фалька, П.Н.Филонова, М.З.Шагала и многих других, а также работы Н.С.Гончаровой и А.В.Лентулова, поступившие из Третьяковской галереи в Москве.

Пополнение коллекции живописи второй половины XIX - начала XX веков не прекращалось и в 1930-е годы. В это время из Музея революции среди других работ было передано "Торжественное заседание Государственного совета" кисти Репина. Из Государственной Третьяковской галереи в Русский музей поступили полотна мастеров, слабо представленных в ГРМ, такие как "Гитарист-бобыль" и "Портрет Ивана Сергеевича Тургенева" В.Г.Перова, "Автопортрет" Н.В.Неврева, "Курсистка" Н.А.Ярошенко, "Летящий демон" М.А.Врубеля и "Бабы" Ф.А.Малявина. Характерно, что созданное в музее Отделение новейших течений ставило своей задачей постоянное, активное наблюдение за современным художественным процессом, широкую выставочную работу и пропаганду достижений живописцев послереволюционного времени. Отделением новейших течений было положено, по существу, начало Отдела советской живописи ГРМ. Этапным событием в этом смысле следует считать организацию в тридцати пяти залах музея грандиозной выставки "Художники РСФСР за 15 лет" (открылась 13 ноября 1932 года), в которой участвовало свыше двух тысяч произведений более чем трехсот авторов. Многие полотна поступили в музей с этой выставки.

В этот период приобретались произведения художников, работавших и до Октябрьской революции, и молодых живописцев, в 30-е годы делавших первые самостоятельные шаги в искусстве. Достоянием ГРМ оказались известные картины И.И.Бродского ("Демонстрация", 1930), Ф.С.Богородского ("Беспризорники", 1929), пейзажи и портреты кисти С.В.Герасимова, портретные работы Г.Г.Ряжского, полотна К.С.Петрова-Водкина, А.Н.Самохвалова ("Девушка в футболке", 1932). Многие из них вошли в золотой фонд советского искусства. Преимущественным направлением работы советского отдела в те годы была организация временных выставок, крупнейшая среди которых - Первая выставка ленинградских художников - состоялась в 1935 году. Существенно пополнили собрание советской живописи ГРМ поступившие с этой выставки полотна А.А.Рылова ("Ленин в Разливе", 1934), К.С.Петрова-Водкина ("Тревога. 1919 год", 1934), В.В.Купцова ("Ант-20. "Максим Горький", 1934) и другие.

Уже после Великой Отечественной войны важным событием стало открытие в шестнадцати залах вновь отделанного корпуса Бенуа постоянной выставки картин советских художников. В 1940-1950-х годах собрание советского искусства включало ряд широко известных работ живописцев старшего поколения. В их числе "Оборона Севастополя" (1942) А.А.Дейнеки, "Бегство фашистов из Новгорода" (1944-1946) Кукрыниксов, "Мать партизана" (1943) С.В.Герасимова, "Фашист пролетел" (1946) А.А.Пластова.

Среди же работ, представляющих в собрании музея 1960-70-е годы, можно выделить произведения Г.М.Коржева, В.И.Иванова, П.П.Оссовского, П.Ф.Никонова, В.Е.Попкова, Е.Е.Моисеенко, Б.С.Угарова, П.Т.Фомина

Коллекция советской живописи - весьма мобильная и быстрорастущая часть музейного собрания. Только за послевоенные годы она увеличилась вчетверо и насчитывает сегодня свыше 2000 произведений крупнейших мастеров.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: