Виртуальные филиалы

Информационно-образовательный центр "Русский музей: виртуальный филиал"

Калининградский областной музей изобразительных искусств

Калининград

Кёнигсберг-Калининград

Виртуальная экскурсия «Кёнигсберг – Калининград: реалии взаимопроникновения»

 

Начиная нашу виртуальную экскурсию по городу с двойной историей, мы не будем вдаваться в глубокие исторические подробности возникновения города, основанного рыцарями Тевтонского ордена. Отметим только тот факт, что в январе 1255 года немецкие рыцари Тевтонского ордена в очередной раз вторглись в Пруссию, захватив и разорив до основания прусский город Тувангсте, на месте которого рыцарями был основан замок, названный Кёнигсберг, что значит "Королевская гора".

У стен замка Кёнигсберг и под его защитой стали возникать поселения. В 1270 году рядом с замком Кёнигсберг началось строительство города Альтштадт (т.е. Старый город), где в 1300 году был построен деревянный католический собор. В 1300 году неподалёку был основан второй город - Лёбенихт, маленький городок ремесленников, укрепления которого по сравнению с Альтштадтом были скромными. А в 1327 году в западной части острова недалеко от замка возник ещё один город, купеческий - Кнайпхоф. Долгое время все три города развивались самостоятельно: у каждого из них были свои органы управления, религиозные учреждения, собственный суд, торговля и т.д. Но, по прошествии времени, отношения между городами настолько укрепились, что в 1724 году три города: Альтштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф, многочисленные посёлки, посады и предместья, а также замок, который до этого не входил в состав ни одного из городов, а имел особый статус правительственной резиденции, были официально объединены в город Кёнигсберг.

То, что кенигсбергские города располагались в прибрежной зоне и на берегу реки, наложило отпечаток на их развитие. Формируются торговые отношения с Англией, скандинавскими странами и Голландией.

В 1525 году Кёнигсберг был объявлен столицей нового государства - Прусского Герцогства, вассально зависимого от Польши, но с очень высокой степенью автономии. Полностью самостоятельной Пруссия стала лишь в 1657 году, когда курфюрст Фридрих Вильгельм объявил о выходе Пруссии из состава Польши и о создании независимого, разделённого на две части, Прусско-Бранденбургского княжества со столицей в Берлине. В 1701 году Пруссия приобрела статус королевства, и помог ей в этом никто иной, как русский царь Пётр I, который во время  одного из своих путешествий по Европе инкогнито посетил Кёнигсберг, где заключил важный договор о взаимном сотрудничестве с курфюрстом Фридрихом Бранденбургским, преподнеся ему в подарок бриллиантовый скипетр. Следствием политического союза явилось поднятие международного престижа Фридриха I, и, при помощи Петра I, признание королевства Пруссии со стороны Польши и других недоброжелателей.

В начале 18 века Кенигсберг стал столицей Восточной Пруссии - провинции великой Германии, объединённой королем Фридрихом I. В середине того же века, в предзнаменование своей дальнейшей геополитической судьбы, вследствие военных конфликтов Кёнигсберг на четыре года стал российским городом.

Восточная Пруссия стала анклавом России на правах губернии, а все её жители, включая современника этих событий, отца немецкой классической философии Эммануила Канта (1724–1804), присягнули на верность российской короне. Прусскому королю Фридриху II удалось вернуть эту территорию лишь после смерти Елизаветы, когда российский трон занял император Пётр III.

В начале следующего столетия город оказался в руках французов. И покоритель Европы - Наполеон торжественно вошёл в городские ворота. Однако в 1813 году русские войска заставили непобедимую армию оставить город, и французам пришлось покинуть Кёнигсберг. Во второй половине 19 века в городе было проведено газовое освещение и проложена трамвайная линия. В это же время была построена железная дорога, соединявшая Кёнигсберг со столицей Германской империи - Берлином.

Город был укреплен 12 фортами, так что считался самым обороноспособным городом Германии, оставаясь городом-крепостью вплоть до конца Второй мировой войны.

Во время Второй мировой войны городские укрепления ранее неприступной крепости были разрушены. В апреле 1945 года город был окончательно взят 3-им Белорусским фронтом. А с августа того же года решением Потсдамской конференции Кёнигсберг с прилегающей к нему областью, северной частью провинции Восточная Пруссия, стал частью Советского Союза. С этого момента заканчивается история Кёнигсберга, и начинается уже история Калининграда.

4 июля 1946 года Кёнигсберг был переименован в Калининград. После войны жизнь в разрушенном городе была восстановлена. В настоящее время Калининград - современный портовый город, административный центр Калининградской области России. Согласитесь, что с такой богатейшей историей Калининград интересен для туристов.

Итак, мы с вами отправляемся в виртуальное путешествие в город, так умело соединивший в себе два начала, две культуры, две истории. Мы хотим познакомить вас с теми памятниками архитектуры, которые пережили все исторические перипетии, были разрушены и только спустя десятилетия вновь восстановлены.

 

Главной достопримечательностью города является Кафедральный собор (нем. Königsberger Dom) — недействующий кафедральный собор, расположенный в бывшем историческом районе Калининграда Кнайпхофе, является историческим и культурным памятником. Собор, построенный в стиле балтийской готики, является одним из немногих готических сооружений в России.

В настоящее время службы в соборе не проводятся, здание используется для размещения музейных экспозиций и концертов. Действуют евангелическая и православная часовни.

Точная дата начала строительства собора неизвестна. Формально его «днём рождения» считают 13 сентября 1333 года. Датой завершения строительства считается 1380 год, но работы в соборе продолжались и позже. В 1553 году к фасадам собора были пристроены башни (на шпиле одной из них был установлен флюгер-русалка).

В 1528 году собор стал кнайпхофской приходской кирхой и собственностью города Кнайпхофа. Вскоре по соседству с собором возникает здание университета Альбертина, собор выполняет функции университетской церкви.  А с 1650 года в южной его башне располагается Валленродская библиотека, уникальное собрание старинных книг и манускриптов. Связывает Собор и университет профессорская усыпальница, в которой с 1558 года хоронили профессоров Альбертины. Иммануил Кант был последним, кто обрёл там покой (1804 год). К 200-летию со дня рождения философа в 1924 году с восточной стороны собора был воздвигнут мемориальный портик «Стоа кантиана» (автор — архитектор Фридрих Ларс).

В 1640 году в башне собора были установлены часы с боем, а в 1695 году в соборе появился орган.

Во время бомбардировок 1945 года церковь почти полностью выгорела, но само здание устояло. После войны собор оставался огромными руинами. Собор не снесли только потому, что у его стен был похоронен Кант.

В 1992 году началось восстановление собора. После комплексного исследования руин собора в 1993 году начались консервационные работы, а в 1994 — реставрационные (башни собора). В 1995-1996 годах проводилась реставрация эпитафий собора и надгробия Канта. Осенью 1995 года на башне собора были установлены часы и четыре колокола.

В конце 2005 года был восстановлен интерьер Валленродской библиотеки, до войны располагавшейся в соборе. Эти работы были выполнены за три месяца калининградскими мастерами резьбы по дереву.

 

Католическая кирха Святого семейства (нем. Kirche "Zur heiligen Familie"). Построена в 1907 году по проекту архитектора Фридриха Хайтманна. В 1980 году подверглась реконструкции и 22 августа  в здании торжественно открыта Калининградская областная филармония.

 

Кирха Розенау (нем. Rosenaukirche), сейчас — Храм Покрова Пресвятой Богородицы — евангелическая церковь в Калининграде. Строилась с 1914 по 1926 г — необычайно длительное строительство в Кёнигсберге начала XX века.

Здание в готическом стиле. В северо-западном углу — квадратная четырёхэтажная башня с часами, которые были безвозмездно предоставлены магистратом в лице обер-бургомистра. Под часами проходит выполненный из песчанника фриз с резьбой. Притвор находится с запада и имеет портал из белого песчаника, три двери которого символизируют Святую Троицу. Фундамент кирхи покоится на гранитных камнях от старой крепостной постройки Кёнигсберга.

После реставрации в 1990—1992 годах и освящения кирха (новое название — Церковь Покрова Пресвятой Богородицы) находится в ведении Калининградской епархии Русской православной церкви.

 

Кирха Понарт — евангелическая кирха Кёнигсберга, построенная в 1897 году, немецкое название нем. Ponarth Kirche было дано из-за расположения кирхи в одном из старейших пригородов Кёнигсберга — Понарте.

Кирпичная постройка в готическом стиле имела четырёхэтажную башню на северо-западе и фронтоны на востоке и западе. На двускатной крыше был установлен фонарь с высоким острым шпилем (до наших дней не сохранился).

Передача кирхи Русской Православной Церкви состоялась в 1991 году. Здание было отреставрировано и в 1992г. освящено как Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

 

Кирха памяти королевы Луизы (нем. Königin-Luise-Gedächtniskirche) — историческое здание в Калининграде, одна из главных достопримечательностей города. В прошлом — лютеранская церковь, ныне в здании кирхи расположен Калининградский театр кукол.

Кирха строилась в память о королеве Пруссии Луизе (1776—1810). Автор проекта — архитектор Фридрих Хайтманн. Была построена в 1899—1901 годах.

Здание церкви было повреждено в ходе войны и долгое время простояло в руинах без применения. В шестидесятых годах планировался её снос, но церковь была спасена архитектором государственного проектного института гражданского строительства Юрием Вагановым, который разработал проект переоборудования здания бывшей кирхи в здание театра кукол. В соответствии с этим проектом кирха была восстановлена и начала действовать в новом качестве в 1976 году.

 

Кирха Святого Адальберта (нем. St. Adalbertkirche) — бывшая католическая часовня св. Адальберта . Построена в 1904 году под руководством архитектора Фридриха Хайтмана. Архитекторы утраченной пристройки: Йоханнес Лауфер и Георг Шёнвайлер. Строительство началось 16 июля 1902 года.

14 ноября 1904 года кирха была освящена. Первоначально это была небольшая капелла в готическом стиле с узкой башней с севера и небольшими контрфорсами с трёх сторон. В дальнейшем планировалось расширение кирхи до 250 сидячих мест. На восточной стороне в оконной нише был изображён Святой Адальберт на золотом фоне.

В 1932 году  капелла получила статус кирхи Святого Адальберта — покровителя Пруссии.  Алтарь перестраивался в1939 г.

 

Здание кёнигсбергской биржи (нем. Königsberger Börse) — одна из достопримечательностей Калининграда, памятник архитектуры. Здание расположено на берегу реки Преголя рядом с Эстакадным мостом. В настоящее время — Областной центр культуры молодёжи.

Сохранившаяся до наших дней биржа не была первым зданием такого рода в Кёнигсберге. Здание биржи было построено архитектором К. Мюллером, которого пригласили из Бремена. Строительство началось в 1870 году, а 6 марта 1875 года состоялось торжественное открытие здания. Биржа использовалась не только для проведения торгов. Здесь также устраивались выставки и проводились концерты.

Биржа была построена в нетипичном для Кёнигсберга стиле итальянского неоренессанса с элементами классицизма. Здание было украшено скульптурами работы кёнигсбергского скульптора Эмиля Хундризера: двумя львами-щитодержателями по обеим сторонам лестницы главного входа. Размеры здания биржи — 73 м в длину и 23 в ширину. Здание стоит на 2202 сваях длиной от 12 до 18 м.

Здание биржи сильно пострадало в результате бомбардировок Кёнигсберга британской авиацией в 1944 году. После войны оно на протяжении более двух десятилетий стояло в руинах и использовалось лишь в качестве декораций для фильмов о войне. В частности, в руинах биржи снимались заключительные сцены фильма «Отец солдата».

 

Фортификационные сооружения Кёнигсберга.

 Кёнигсберг был основан как замок и оставался городом-крепостью вплоть до конца Второй мировой войны. Строительство укреплений XIX века началось в 1843 году на герцогском пахотном поле и завершено в 1859 году на северо-восточном участке строительством восьми городских ворот. Первым объектом кольца оборонительных сооружений стала оборонительная казарма «Кронпринц», строительство которой началось 15 октября 1843 года.

Второй вальный обвод города утратил военное значение и был продан городу военным ведомством в начале XX века. Часть сооружений обвода была срыта для обеспечения развития города. Например, на месте снесённых Трагхаймских и Штайндаммских ворот была устроена площадь Ханза-Плац, нынешняя Площадь Победы. Однако значительная часть сооружений Второго вального обвода сохранилась до сих пор

До наших дней сохранились элементы Второго вального обвода города, сооружённого в 1850-х годах, и кольца́ фортов — конец XIX века.

Наиболее известные сооружения Второго вального округа:

• семь неоготических городских ворот

• оборонительные башни «Врангель» и «Дона». В башне «Дона» расположен музей янтаря.

• оборонительная казарма «Кронпринц» (башни и казарма иногда ошибочно называются фортами)

• Астрономический бастион — назван так из-за близости к бывшей обсерватории Бесселя.

«Королевские ворота» - были символом 750-летнего юбилея города, отмечавшегося в 2005 году. Сейчас в них расположен музей.

Помимо ворот, башен и казармы сохранилось несколько менее значимых элементов Второго вального обвода: редюиты, бастионы.

Сохранились все форты, некоторые из них доступны для посещения.

 

Оборонительная казарма Кронпринц  (нем. Kronprinz) (время строительства 1843 - 1849 гг.) входила в систему второго вального оборонительного обвода Кёнигсберга. В разное время в ней размещались элитные части кёнигсбергского гарнизона, жилые помещения, кёнигсбергская полиция, военная казна вермахта, склады и различные городские службы.

Сегодня казарма Кронпринц - это памятник военно-инженерной архитектуры, объект историко-культурного федерального (общероссийского) наследия, охраняемый государством. В 2003 году часть оборонительной казармы - башня-редан Кронпринц - передана в оперативное управление Государственному центру современного искусства для создания музейно-выставочного и научно-информационного комплекса актуальной культуры в Калининграде.

 

Башня «Врангель» (нем. Der Wrangel) на берегу Верхнего озера названа по имени фельдмаршала Ф. Э. Х. фон Врангеля.
Башня «Врангель» построена в 1843 г. как элемент бастионного оборонительного кольца Кенигсберга. Окружена башня водным рвом, толщина кирпичных стен и перекрытий достигает трех метров. Сейчас в башне располагаются оптовые магазины, склады и кафе.

  

Башня "Дона" (нем. Der Dona) построена в 1853 году.

Башня является историко-архитектурным памятником середины XIX столетия, составляющая вместе с Росгартенскими воротами единый крепостной комплекс.

Башня "Дона" была построена в 1853 году по проекту архитекторов инженера-капитана директора фортификационного строительства Ирфюгельбрехта и инженера-лейтенанта фон Хайля, названа в честь генерала Карла Фридриха Эмиля цу Дона-Шлобитена (1784-1859).

Башня диаметром 34 м и высотой в 12 м имеет три этажа, в том числе, один подземный, в плане образует кольцо, внутри которого находится внутренний двор. По своим характеристикам практически идентична (зеркальна) башне "Врангель".

Во время штурма Кенигсберга в апреле 1945 года гарнизон башни "Дона" сдался одним из последних, 10 апреля 1945 года на башне было водружено Красное знамя.

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 года № 624 башня "Дона" подлежит государственной охране, ныне является объектом культурного наследия Калининградской области федерального значения.

В настоящее время в здании размещается Музей янтаря.

 

Форт № 3 — Король Фридрих I (нем. Friedrich I), прикрывал железнодорожные линии на Тильзит и Кранц, шоссейную дорогу на Кранц. Форт № 3 — на сегодняшний день один из самых сохранившихся фортов. Этот крупнейший и прекрасно сохранившийся форт Кёнигсберга расположен на возвышенности, называвшейся ранее Кведнау (сейчас Северная Гора). Он был построен первым в системе опоясывающего фронта Кёнигсберга.

В 1998 году форт стал доступен всем желающим.

 

Форт № 5 — Король Фридрих Вильгельм III (нем. Friedrich Wilhelm III) — военное фортификационное сооружение в Кёнигсберге (ныне Калининград), которое прикрывало шоссейную дорогу на Пиллау (ныне Балтийск). Относится к кольцу фортов «Ночная перина Кёнигсберга». Назван в честь короля Пруссии Фридриха Вильгельма III (1770—1848), который возглавлял государство во время войны с Наполеоном.

В начале апреля 1945 года был взят советскими войсками, немецкий гарнизон капитулировал, а сам форт — сильно разрушен. С 1979 года имеет статус музея истории Великой Отечественной войны. С 2010 года открыт для посещения.Объект культурного наследия федерального значения.

Форт входит в Лист национального достояния России.

 

Бранденбургские ворота (нем. Brandenburger Tor) — одни из семи сохранившихся городских ворот Калининграда

Бранденбургские ворота — единственные городские ворота Калининграда, до сих пор использующиеся по прямому назначению.

Бранденбургские ворота были выстроены в Кёнигсберге в 1657г на юго-западном участке Первого вального укрепления при пересечении его с дорогой, ведущей к замку Бранденбург (ныне пос. Ушаково).

Во время реставрационных работ 1843 года ворота были значительно перестроены (почти что построены заново на том же месте) и украшены остроконечными декоративными фронтонами, крестообразными цветами из песчаника, стилизованными листьями на навершиях, гербами и медальонами.

Бранденбургские ворота — единственные из всех сохранившихся до наших дней кёнигсбергских ворот, выполняющие свою прежнюю транспортную функцию. Строение отреставрировано и охраняется государством как архитектурный памятник.

 

Железнодорожные ворота (нем. Eisenbahnhof Tor) расположены под проезжей частью Гвардейского проспекта, рядом с памятником 1200 гвардейцам. Через ворота проходит пешеходная дорожка, ведущая в расположенный за памятником парк.

На воротах сохранилась надпись с датой их постройки — 1866—1869 годы. Она расположена на замковом камне ворот. Проектировал Железнодорожные ворота архитектор Людвиг фон Астер.

Через эти ворота проходила железная дорога, ведущая в Пиллау (ныне — г. Балтийск). После того, как оборонительные сооружения центра города были убраны, по бывшему валу была проложена улица Дойчорденринг (ныне — Гвардейский проспект). После Второй мировой войны движение по проходящей через ворота железной дороге прекратилось, так как была построена новая железнодорожная ветка. Тем не менее рельсы от старой дороги сохранялись вплоть до конца девяностых годов Позднее по трассе бывшей железной дороги была проложена пешеходная дорожка, которая ведёт от Московского проспекта через Железнодорожные ворота в парк за памятником 1200 гвардейцам.

Вместе с памятником 1200 гвардейцам и Парком Победы, отреставрированные ворота стали частью военно-исторического комплекса.

 

Закхаймские ворота (нем. Sackheimer Tor). Нынешнее здание Закхаймских ворот было построено в середине XIX века. Однако первые ворота на этом месте были построены ещё в ходе сооружения первого вального укрепления Кёнигсберга в начале XVII века. До конца XIX века, пока существовали валовые укрепления, ворота выполняли функцию контрольно-пропускного пункта при въезде в город. После того, как валы были срыты, они утратили оборонную функцию и стали своего рода аналогом триумфальной арки.

В 2013 году ворота отданы под управление "Калининградского союза фотохудожников".

 

Королевские ворота (нем. Königstor— одни из семи сохранившихся городских ворот Калининграда. В 2005 г. Королевские ворота были символом празднования 750-летия Калининграда. С того же года в воротах размещается Историко-культурный центр «Великое посольство», являющийся филиалом Музея Мирового Океана. В воротах расположены экспозиции, посвящённые возникновению и развитию города-крепости Кёнигсберг, посещению Кёнигсберга выдающимися людьми и дипломатической истории Кёнигсберга-Калининграда (в частности, посещению Петра Великого).

Ворота выстроены в псевдоготическом стиле и внешне напоминают маленький замок.

В 1811 году ворота были переименованы в Королевские, в честь улицы, на которой они находились (нем. Königstrasse). Название же улицы связано с тем, что по ней следовали прусские короли, направлявшиеся из кёнигсбергского замка на войсковые смотры в предместье Девау.

 

Росгартенские ворота (нем. Rossgärter Tor— одни из семи сохранившихся городских ворот Калининграда.

Нынешнее здание ворот расположено на том месте, где располагались одноимённые ворота, относившиеся к первому вальному укреплению города (начало XVII века).

Сохранившееся до наших дней здание ворот было построено в 1852—1855 годах по проекту Инженера-гауптманна и директора крепостного строительства Ирфюгельбрехта и инженер-лейтенанта фон Хайля в Кёнигсберге. Проект фасада ворот был разработан тайным верховным строительным советником Августом Штюлером, руководителем Технической строительной депутации в Берлине. Автор скульптурных украшений — Вильгельм Людвиг Штюрмер.

Первый проект ворот был разработан в 1852 году ведомством крепостей в Кёнигсберге. Этот проект был значительно переработан тайным советником Штюлером. Штюлер сам проработал проект фасада, придав ему ярко выраженные готические формы.

После войны ворота были восстановлены и стали использоваться как кафе-ресторан «Солнечный камень».

В 1972 году Росгартенские ворота постепенно реконструировали.

 

Крепость Фридрихсбург (нем. Feste Friedrichsburg) — крепость, существовавшая в Кёнигсберге. Единственный сохранившийся до наших дней элемент крепости — её ворота, которые теперь являются одной из городских достопримечательностей.

Крепость Фридрихсбург была основана в 1657 году по приказу великого курфюрста Фридриха Вильгельма для охраны Прегеля. Фридрихсбург был крепостью бастионного типа. В плане крепость имела форму квадрата с четырьмя земляно-каменными бастионами по углам. Крепость строилась по проекту придворного математика К. Оттера.

В 1697 году крепость посетил и изучал здесь бомбардирское дело Пётр I. После возвращения в Россию по приказу Петра на острове Котлин было построено несколько фортов (Кроншлот, Цитадель и Александр-шанец), образцом для которых служила крепость Фридрихсбург. В середине XIX века крепость была модернизирована и включена в состав второго вального обвода Кёнигсберга. С этого времени крепость стала считаться фортом.

За всю свою историю крепость ни разу не принимала участия в боевых действиях.

В начале XX века оборонительные сооружения второго вального обвода были признаны устаревшими. Они были выкуплены городскими властями, которые снесли большую часть этих оборонительных сооружений. В 1910 году крепость Фридрихсбург перестала быть военным объектом и вскоре была полностью снесена. Её рвы были засыпаны, а бастионы и валы — срыты. Сохранились только ворота.

  

Фридрихсбургские ворота (нем. Friedrichsburg Tor) были построены в1852 году по проекту Ф. А. Штюлера. По своей архитектуре они напоминают городские ворота Кёнигсберга. Как и городские ворота, ворота крепости были построены из обожжённого фигурного кирпича в неоготическом стиле.

Ворота были повреждены во время Второй мировой войны.

Реставрация ворот началась только в начале XXI века. После реставрации ворота стали ещё одним филиалом Музея Мирового океана. В отреставрированных помещениях Фридрихсбургских ворот и на прилегающей территории расположился историко-культурный центр «Корабельное воскресение», созданный в рамках обширной программы по сохранению и популяризации морского наследия .

 

Фридландские ворота (нем. Friedländer Tor) — одни из семи сохранившихся городских ворот Калининграда. В воротах расположен музей.

Название ворот связано с городом Фридландом, нынешним Правдинском. Первые Фридландские ворота были построены в XVII веке, однако они располагались не на месте нынешних.

Ныне сохранившиеся Фридландские ворота стали последними воротами Кёнигсберга (то есть были построены последними). Точная дата их строительства неизвестна, приблизительные даты — 1857—1862 годы. Также неизвестно, кто был их архитектором. В начале XX века устаревшие и утратившие военное значение ворота вместе со всем вторым вальным обводом были проданы военным министерством городу. Тогда движение транспорта через них было прекращено, так как часть ставшего ненужным оборонительного вала была срыта, и дорога на Фридланд (нынешняя улица Дзержинского) стала проходить сбоку от ворот.

После войны ворота пустовали в течение долгого времени, потом в них располагался склад. В конце 1980-х годов в Южном парке проводились работы по расчистке территории и очистке дна многочисленных прудов парка. В ходе этих работ было найдено много старых предметов. Вскоре в воротах был организован музей, основой коллекции которого и стали найденные в парке предметы.

Как и все ворота Кёнигсберга, Фридландские ворота были выстроены в стиле неоготики.

 

Калининград - удивительный город, вобравший историю и культуру Кёнигсберга.

Надеемся, что вы заинтересовались нашим удивительным городом, его уникальной историей и культурой.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: