Виртуальные филиалы

Информационно-образовательный центр "Русский музей: виртуальный филиал"

Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Казань, Республика Татарстан

Женские образы в творчестве Баки Урманче

Баки Идрисович Урманче – фигура монументальная в истории татарской культуры. Изобразительное искусство Татарстана невозможно представить без художественных созданий Урманче так же, как и музыкальную культуру без произведений Сайдашева, поэзию без Тукая, национальный театр без Камала. В 2017 году празднуется 120-летие со дня рождения родоначальника и крупнейшего представителя изобразительного искусства Татарстана. К этому событию приурочена всероссийская научно-практическая конференция «Пятые казанские искусствоведческие чтения. Творческий гений Баки Урманче: Евразийский контекст», которая пройдёт 25-26 октября 2017 года. В период работы конференции в Национальной художественной галерее «Хазинэ» Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан будет проходить юбилейная выставка «Баки Урманче. 1897 – 1990. Живопись. Графика. Скульптура» из российских музейных и частных коллекций  (октябрь 2017 г. – январь 2018 г.).

Среди обширной и многообразной галереи работ Урманче в разных жанрах особенно выделяются портретные произведения. В них прочитываются раздумья художника о нравственных ценностях, о духовных возможностях человека, проникновение во внутренний мир личности, выявление широкой гаммы чувствований. Круг портретируемых включал в себя деятелей искусства, науки и культуры, но только тех, кого Баки Идрисович хорошо знал, людей, чьим творчеством и преданностью своему делу он глубоко восхищался. Особенно примечательна галерея прекрасных женских образов, как реальных его современниц, так и идеальных воплощений женственности, навеянных историческим прошлым и поэзией.

На картине «У сепаратора» (1928) запечатлён образ молодой крестьянки, на минутку оторвавшейся от работы. И хотя позировала для художника актриса Татарского академического театра Н. М. Арапова, получившийся образ невероятно правдив и характерен. В этой картине Баки Идрисович преодолевает разрыв между образной выразительностью и выбором живописных средств. Знание народной жизни, умение пластически передать неповторимое, индивидуальное позволили Урманче создать углублённый художественный образ. Художник вкладывает в картину гораздо больше, чем видит глаз. Сюда вошли и воспоминания детства художника, и его любовь к ярким цветам национального костюма, красочности народного быта и его большой жизненный опыт. Сила воздействия этого произведения заключается в выявлении типичного через конкретно-жизненное. Перед нами человек сильной и цельной души, живущий трудовой жизнью. Эта женщина легко справляется с любой работой, содержит в порядке дом, спокойно и твёрдо преодолевает препятствия. В образе молодой женщины есть подкупающая скромность, застенчивость, серьёзность. Строго сомкнуты губы, едва заметно нахмурены брови, рука, как бы ища опору, непроизвольно касается края передника. Непривыкшая позировать, она стоит очень прямо, потупив взгляд, но не опуская головы, и в её гордой, статной, спокойной осанке почти с символической полнотой отражается то, что было историческим процессом духовного раскрепощения личности. Чем больше мы вглядываемся в черты её лица, тем больше открываем новых особенностей характера. Его раскрытию помогает и мастерски написанный интерьер. Это не просто живописный фон, а естественная среда. В которой живёт героиня картины. Пёстрая занавеска корама, укреплённая на стене, незамысловатый натюрморт – зелёный лук, чёрный хлеб, сепаратор, кухонная утварь – всё написано плотно, материально, вещно. Светлое и оптимистичное восприятие мира сказалось в образно-живописном строе полотна, в его цветовом решении. Всё оно построено на сочных аккордах красных, розовых, жёлтых, зелёных тонов; их звучность придаёт картине приподнятый, праздничный настрой. Для Урманче нет скучных, неживописных мотивов. Способность находить поэзию в будничных сторонах жизни, в самых повседневных её проявлениях говорит не только об остроте глаза живописца, но и о складе его мышления, который можно охарактеризовать как «художественный историзм».

В 1947 году Урманче работает над портретом татарской певицы Муниры Булатовой, которая покорила его своим глубоким звучным голосом и незаурядным артистическим талантом. Душевная мягкость и женственность Булатовой определили живописную лепку портрета. Весеннее солнце заливает фигуру, высвечивает букет цветов на столике, создаёт светлый радостный настрой, передающий внутренне состояние героини. Серовато-голубая цветовая гамма, тонкая и спокойная, усиливает ощущение душевной гармонии. Этот портрет по праву считается одним из самых пленительных женских образов в творчестве Урманче.

Последний, казанский период творчества Баки Урманче характеризуется некоторым изменением творческой манеры. В портретных произведениях преобладают вневременные черты личности. Сохраняя живую индивидуальность образов, он в своих работах главное внимание уделял вечным, изначально присущим человеческому роду качествам, освобождая их из плена социально-временной детерминированности. В частности, он нередко писал человека в нейтральной или нарочито простой будничной обстановке, стремясь не обсказывать проявления характера определёнными атрибутами, а повышать экспрессию образа с целью полного выявления их в самой личности портретируемого. Такой безыскусственной простотой отличается работа «Фарида», но ещё определённее многогранность человеческой личности в повседневных обстоятельствах раскрывается в «Портрете профессора Тумашёвой», написанном художником в 90-летнем возрасте.

Казалось бы, предметы домашнего обихода, составляющие фон портрета, должны снижать звучание образа, делать его заземлённее и однозначнее. Однако этого не происходит. Художник не ставит целью «снижать» или «возвышать» образ. Он, как обычно, ищет ту неповторимую интонацию, которая подчёркивает естественность модели, и через неё всем живописно-пластическим строем картины выявляет обаяние, женственность, широту интересов, силу интеллекта, составляющие сущность натуры героини портрета. Это небольшое по размеру, темпераментно и виртуозно написанное произведение, которое завораживает лёгкостью красок, богатством рефлексов, тонкостью моделировки формы, даёт наглядное представление о направлении поисков Урманче в области портретного искусства в 80-х годах. Здесь он находит приёмы обострения духовности, выявления неоднозначности и глубины личности.

Всю нежность своего сердца вложил Урманче в работу «Портрет Флоры Ахметовой», написанную в 1980 году. В созвездии прекрасных женских образов, созданных кистью Урманче, изображение жены, на протяжении четверти века совместной жизни вдохновлявшей художника, делившей все его радости и заботы, без преувеличения может быть названо жемчужиной в творчестве Урманче. Редкостное духовное родство, не требующее лишних слов взаимопонимание, растворённость художника в своей модели, отразившиеся в портрете, придают ему удивительную задушевность. Во всём строе произведения – плавной текучести линий, благородстве изысканного колорита, выборе антуража – ощущаются реминисценции японского искусства. Художник сознательно избирает подобную стилистику, ибо она более всего отвечала передаче ощущения хрупкости, изящества, душевной гармонии.

Магистральную в творчестве казанского периода задачу – создание галереи цвета татарской интеллигенции – Урманче реализует не только в живописи и скульптуре, но и в обширной серии графических портретов, запечатлевших замечательных музыкантов, композиторов, писателей, учёных. Как правило, эти работы представляют собой крупноформатные рисунки карандашом, сангиной или углём, в которых подробной проработке подвергается только голова изображаемых. Они задумывались и выполнялись ка звенья единого целого, и потому их роднят формат, способ подхода к натуре, выбор средств воплощения. Верный своей эстетической программе, Урманче индивидуальность каждого образа сочетал с глубокой поэтизацией. В поисках правды характера, он стремился запечатлеть модель в естественном, устойчивом душевном состоянии, абстрагируясь от случайных настроений и эмоций. В пластическом отношении это выражено в композиции, основой которой является характерное движение, поворот, поза; в психологическом – выявлением определяющих черт личности портретируемых. При этом Урманче не надо было изучать натуру – почти все они были друзьями, добрыми знакомыми художника, и их характеры он постигал задолго до того, как брался за карандаш. Конструктивной основой портретов выступает лёгкая, но уверенная линия.

В графике Урманче запечатлевает известных женщин своего времени, завоевавших его восхищение и уважение своим талантом и трудолюбием. Примечателен портрет певицы и народной артистки Татарстана Ании Туишевой (1985), замысел которого родился во время её исполнения по радио татарской народной песни «Гульджамал». В мастерской художника было создано два графических портрета, один из которых автор подарил певице.

Портрет поэтессы Эльмиры Шарифуллиной (1986), подарившей Урманче несколько своих сборников, был сделан, когда одна из книг понравилась художнику.

В портретных рисунках, где установка на передачу неповторимости характера сливается с задачей полного выявления внешнего сходства образа с оригиналом, Урманче использует классические художественные средства графики. В тех же работах, в которых он не связан подобными требованиями, художник нередко идёт по пути активизации формы, сознательного повышения напряжённости и экспрессивности рисунка, лаконичной сдержанности выразительных средств. Ход своей мысли в этом направлении художник изложил на примере перевода в зрительный образ поэтических откровений Дэрдменда: «… Его поэзия – бесспорно – одна из вершин татарской литературы. Какие бездны мысли, любование природой, восхищение женской красотой! Это лучшие черты поэзии Дэрдменда. Поэма «Хаят» очень меня тронула. Так вот и появились эти рисунки. У Дэрдменда женщина – это идеал женщины, даже – идея женщины. Она отвлекается от земной плотской конкретности. Вот почему всякие бытовые детали здесь лишние. Хаят – сама женственность».

В результате упорных поисков адекватных художественных средств Урманче удалось найти пластический эквивалент поэтических образов Дэрдменда и воплотить в самом строе рисунков такие отвлечённые от изобразительности понятия как нежность, самоотречение, женственность. Отказываясь от моделировки формы, Урманче в своих одно- или двухфигурных рисунках, навеянных музыкой стихов выдающегося поэта создаёт образ несколькими лаконичными, уверенными, но в то же время трепетными линиями. Одна из них, например, очерчивает контур женской фигуры, выявляя её прекрасные пропорции, другие передают овал лица, рисунок носа, глаз, губ. Иногда художник прибегает к иллюминации рисунка акварелью, иногда, как в работе «Белоснежная», размывкой тушью, призванной передать впечатление водопада распущенных волос красавицы, оттеняет абрис фигуры. Всё в этих произведениях невесомо и эфемерно, на всём лежит отпечаток недосказанности, отблеск неземной красоты. Их воздействие на зрителя определяется цельностью внутреннего пространства, создаваемого равновесием и гармонией композиции, чётким музыкальным ритмом, пластической выразительностью рисунка, плавностью и текучестью линий. Поражает лёгкость и кажущаяся спонтанность исполнения работ. Но за ними стоит точный расчёт и чуть ли не математически выверенное представление о способе выявления чистоты и поэтичности образов. Они – результат большой предварительной работы художника, включающей его размышления и наблюдения, изучение натуры, последовательное движение от подробных, детализированных рисунков до всё более обощённых и лаконичных, приобретающих в конце концов характер художественного символа.

Как правило, представления о всеобщем, вечном, нетленном воплощаются Урманче в женских образах, которые достигают силы и проникновенности роденовских аллегорий. Художник обожествляет женское начало мира, видя в нём фундамент упорядоченности, устойчивости и постоянной обновляемости жизни. С ним же связывает он понятия гармонии, красоты, совершенства.

Образ последней казанской царицы на протяжении веков волновал воображение художников. Пожалуй, Урманче – один из немногих, кому удалось воплотить в своей работе то невыразимое и прекрасное, которое всегда связывали с обликом Сююмбике. «Сююмбике» - скульптурный шедевр позднего Урманче. Из толщи метрового отрезка ствола липы художник освобождает лишь прекрасное лицо последней казанской царицы. Но какая магическая сила исходит от него! Сочетание нежности, хрупкости, беззащитности с глубокой скорбью и болью за судьбу своего народа выражено с такой пронзительной щемящей остротой, что способно вызвать у зрителя состояние эстетического потрясения. Один-единственный женский образ, вобравший в себя многолетние поиски художника, позволил рассказать о целой эпохе в жизни татарского народа, о наиболее драматической странице его истории. Причём спрессованность, многозначность содержания достигается чисто пластическими средствами – композицией, как бы выявляющей идею заточённости, утраты свободы, совершенством моделировки лица, великолепно передающим сложнейшую гамму чувствований, столкновением разных приёмов обработки дерева, создающим впечатление сдерживаемого трагического беспокойства.

Не меньшей концентрированности содержания достигает Урманче в двух других женских образах, входящих в серию обощённо-поэтических скульптурных произведений. Обе работы – и «Гульсина», и «Нафиса» - вобрали в себя лучшие черты национального женского типа, но если в первой из них художник сосредоточивает внимание на выявлении интеллектуального начала личности, то во второй – на воплощении понятий женственности, мягкости, нежности. При этом следует отметить, что идеальную сущность образов мастер усмотрел в реальной жизни – их портретная первооснова подчёркивается самими названиями работ. Поэтому олицетворённые в них грани исторически сложившегося характера приобретают большую степень достоверности.

 

Статья написана на материале книги А. Новицкого «Баки Урманче» (Новицкий А. И. Баки Урманче. – Казань: Татарское кн. изд-во, 1994. – 192 с.)

Представленные работы находятся в собрании ГМИИ РТ.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: