Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Казань, Республика ТатарстанМузейная архитектура. Дом Генерала Сандецкого
В 1967 г. Государственный музей изобразительных искусств РТ пережил второе рождение. Он переехал в тщательно отреставрированное здание, расположенное в центре города - бывший дворец командующего Казанским военным округом генерала А.П.Сандецкого.
Здание долгие годы хранило тайну своего возникновения. 23 мая 1903 г. в газете «Волжский вестник» (№ 110) промелькнуло сообщение, что «в течение нынешнего лета будет преступлено к постройке дома для командующего войсками КВО на приобретенном для этой цели от госпожи Безобразовой большом месте на Грузинской улице, в лучшей части города. Здание окончательно спроектировано и по смете обойдется в 200000 рублей, считая обстановку, на которую ассигновано 50000. Работы, вероятно, будут окончены к осени 1904 года...».
До этого времени почти все командующие военным округом снимали дома частных владельцев, в основном, на Грузинской улице - близкой к Арскому полю, где проходили строевые занятия войск Казанского гарнизона. Очень долгое время нас интересовал вопрос - кто же архитектор особняка? В изданной в дореволюционное и советское время краеведческой литературе (последний раз - в книге «Казань в памятниках истории культуры», 1982 г.) упоминалось имя Карла Людвиговича Мюфке и год 1906. Это имя впервые появилось в книге Дульского «Казань в ХIХ столетии» (К., 1943г.) и никем не было опровергнуто. Время постройки в книге не было указано.
Еще в 1987 г. казанские архитекторы А.П. Григорьев и Г.Бакунин взялись за разгадку авторства и даты возведения нашего здания. Год постройки они установили быстро - 1906 (по «Адресной книжке г. Казани» за 1906 г.). Они просмотрели дела в нашем Национальном архиве, но никаких документов не нашли. Здание строилось военным ведомством, а дел этого ведомства в архиве не оказалось. В архиве есть личное дело Мюфке, но в нем наша постройка не числится.
Григорьев и Бакунин обратили внимание на один особняк, очень похожий на наш. Находится он на улице Лобачевского, 10 (сейчас в нем находится Союз композиторов РТ). После реконструкции его стало очень хорошо видно. Они усмотрели большое стилистическое сходство двух зданий в их облике и образном решении.
1.Фасады имеют выступающий ассиметричный объем с шатровым завершением с характерным рисунком кровли (косыми линиями) и декоративным шпилем, рисунок парапетов с вазами.
2.У обоих зданий характерные крупные арочные проемы в выступающей части объема и повторяющийся прием - сгруппированные три окна.
3. Чувствуется одна рука и в прорисовке декоративных архитектурных деталей (оконные замки, рустовка). Итак, кто же автор?
В материалах Национального архива исследователи нашли документы, из которых узнали, что это особняк Марии Ивановны Подуруевой, урожденной Стахеевой, а архитектор - Амлонг.Его полное имя - Федор Романович Юлиус-Адольф Фридрихович Амлонг, он родился в 1875 г. Дата смерти неизвестна. Учился в Петербургской АХ (1897-1900г.г.). За проект гостиницы-санатория получил звание художника-архитектора. Приехал в Казань еще при Мюфке, который был одно время директором и преподавателем в КХШ. Амлонг стал преподавать в КХШ и строить дома в Казани. В 1902 г. утвержден вторым городским архитектором (из известных строений - Дом Шамиля (вместе с Рушем), где сейчас находится музей Г.Тукая).
По мнению упомянутых выше исследователей, архитектором нашего здания также является Ф.Р.Амлонг. Имя его уже внесено в новую книгу 1993 г. «Татарстан. Памятники истории культуры» под № 868 - Дом командующего ВО, 1906 г., архитектор Ф.Р. Амлонг.
Но вот совсем недавно от одного казанского краеведа мы узнали, что существовали готовые архитектурные альбомы, которыми пользовались провинциальные архитекторы. На их основании они составляли свои проекты и привязывали их к месту, и что Амлонг или какой-то другой архитектор мог воспользоваться такими же чертежами. Строил же здание военный инженер казанской военной дистанции капитан Паррот.
Это имя мы услышали от одной старейшей посетительницы музея. Так что вопрос об архитекторе здания остается открытым, не доведенным до конца. В начале октября 1997 г. мы послали еще один запрос в Московский Всероссийский архив, но требуемыми сведениями они не располагают. Поиски продолжаются. Как утверждают казанские издания, особняк построен в 1906 г. для командующего КВО генерала Сандецкого.
Но в 1906 г. им был другой человек - Иван Алексеевич Карас (адресная книга Казани, 1906 г.). Значит, здание строилось для него, и он прожил какое-то время в нем?
Сандецкий же прибыл в Казань в 1907 г., сменив Карасса. Почему же здание связывают только с Сандецким? Вероятно потому, что он прожил в нем около 7 лет (1907-1912 г.г.; 1915-1917 г.г.).
В Доме Советов № 1 находился президиум Казанского городского исполнительного комитета. Что было потом со зданием - неизвестно. Но в архиве здравоохранения нам удалось найти документы, из которых стало ясно, что в 1924 г. в здании уже размещался туберкулезный диспансер.
Здание находилось почти на окраине города, где воздух для больных этой болезнью был чистым, поэтому, здесь и была открыта эта больница. В отчете туберкулезного диспансера № 1 за 1924 г. главный врач писал: «В настоящее время открываются богатейшие перспективы - Центральный диспансер переведен в великолепный заново отремонтированный и приспособленный особняк-дворец (бывшего главнокомандующего Сандецкого).
Кроме диспансера в доме Сандецкого размещены: санитарный музей, центральная школьная амбулатория, малярийный пункт, ночной санаторий на 25 коек.
В 1927 г. на основании постановления Горсовета от 4 мая был произведен ремонт, где террасу сделали солярием, во дворе - покойницкую, из подвала вынесли кухню в каменные службы, восстановили центральное отопление. В последних документах, попадавшихся в архиве, находились сведения – отчеты больницы и материалы о ремонте.
В 1964 г. туберкулезная больница была переведена частично в диспансер на ул. Ершова и в Каменку, а бывший дворец Сандецкого передан музею ИЗО. Таким образом, больница занимала здание дворца 40 лет - с 1924 по 1964 г. Потом здание отстаивалось 3 года и в 1967 г., к 50-летию Советской власти, открылось как музей.
Материалы статьи искусствоведа Галины Аркадьевны Могильниковой (1928-2001).