Виртуальные филиалы

Информационно-образовательный центр "Русский музей: виртуальный филиал"

Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Казань, Республика Татарстан

135 лет со дня рождения Рождественского Василия Васильевича

Рождественский  Василий Васильевич (1884-1963) – живописец, график, художник театра. Он начинает заниматься рисованием в Тульском духовном училище у Л. Самыкина. В 1900г. Рождественский поступает  в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и учится у Н.А. Касаткина, А.Е. Архипова, К.А. Коровина, В.А. Серова и других художников (1900-1910). В период занятий в Училище знакомится с будущими членами «Бубнового валета», а с 1907 г. уже начинает выставлять свои работы. Он участник выставок художественных объединений: Общество имени Леонардо да Винчи (1907), «Венок-Стефанос» (Москва, 1907-1908). Художника интересует живопись П. Сезанна, постимпрессионистов, картины которых он, в том числе, видит в коллекции С.И. Щукина. К периоду увлечения фовизмом относится картина Рождественского «Натюрморт. Трактирная посуда» 1909 года. Она участвовала на московских выставках Бубнового валета и Мира искусства (1911). Став Членом-учредителем общества художников «Бубновый валет» (Москва, 1911-1917), Рожественский продолжает экспонировать свои работы. Он принимает участие в харьковской выставке общества «Кольцо» (1912). По приглашению Кончаловского едет в Италию и пишет там серию сиенских пейзажей. Позже продолжает свое путешествие по Италии и Австрии.
Работа «Натюрморт с лампой» уже 1917 года по-прежнему демонстрирует верность Рождественского традициям «Бубнового валета». Яркие, чистые цвета, придают работе специфический, «ковровый» вид. В такой же манере в насыщенных тонах написан «Пейзаж» (1918) из ГМИИ РТ.

В первые революционные годы Василий Васильевич активно участвует в художественной жизни и становится членом-учредителем Профессионального союза художников-живописцев нового искусства (Москва, 1918-1919). Он же является членом объединений «Мир искусства» (1917-1924), «Московские живописцы» (1924-1925), Общества московских художников (1927-1932). С 1919 г. он становится руководителем класса живописи в Государственных свободных художественных мастерских. Позже Рождественскому было предложено  участвовать в создании деревенской художественной школы при этих мастерских в Удомле Вышневолоцкого уезда Тверской губернии (1920-1923). Параллельно он участвует в русском отделе Венецианской биеннале (1924, «Уличный парикмахер»), на Первой выставке русского искусства в Берлине (1922). С середины 1920-х годов Рождественский занят поиском новых пластических форм, новых идей и тем в своем искусстве. Он совершает творческие поездки: в Крым (1923, 1924), в Среднюю Азию (1926, 1927, 1929), в Карелию (1928), Приуралье, Башкирию (1929), в Архангельскую область (1930-1939).  

В 1926 г.  художник предпринимает путешествие из Москвы в южный город Казахстана Аулие-Ата. Рождественский пишет об этом городке так:  «Оригинальность азиатского города, ясные безоблачные дни создали хорошие условия для живописи. Палящий зной. Работаю над характерным видом Аулие-Аты: улица около базара. Вся она – однообразно песчано-пепельного цвета… Вот казах на верблюде, в халате цвета песка, подъезжает к кумысной чайхане…».

В приморской деревне Архангельской области Лопшеньга, где находились крупные рыболовецкие колхозы, поставлявшие государству семгу, художник пробыл лето и осень. Здесь он работал над образами поморов, иллюстрацией процесса ловли рыбы и северной природы («Рыбак-колхозник. Беломорье село Лопшеньга» 1938, «Колхозная путина на Белом море. Лов семги» 1938-1948). От берегов Белого моря Рождественский устремляется в новое путешествие на Алтай. Его графическая работа «Старая алтайка» (1940) решена монументально, с характерным для его северных серий «укрупнением» зримого облика жителей далекого региона. Декоративность общего решения усилена выразительной прорисовкой элементов национальной одежды ойротки.  Здесь же были написаны «Алтай. Долина реки Кумир» (1933). «Алтай. В горах Алтая» (1936), «Алтай. Лиственницы» (1940). Художник не только обращается к природе, но и работает над индустриальной пейзажной темой. Для воплощения разнообразных мотивов такого пейзажа Рождественский использует сложное построение многоплановой композиции, ритм линий, контрасты красок.

Эти поездки дают художнику материал для дальнейшего творчества. Постепенно Рождественский уходит в сторону реалистической манеры письма. Это можно проследить по его персональным выставкам: «Природа и строительство СССР» (1935), «Природа Севера» (Москва, 1940).

В период Великой Отечественной войны выходит большая серия графических портретов «Мастера народного творчества (1941-1945). Она экспонировалась на специальной выставке в Союзе советских писателей СССР (1945).  В послевоенные годы художник чаще обращается к природе ближайших окрестностей Москвы, много работает в Ахтырке, продолжая создавать тонкие лирические пейзажи. 

Сегодня творчество Рождественского представлено в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и во многих областных художественных музеях страны. Его работы были показаны на зарубежных выставках  (Дрезден 1983, Финляндия 1989, США 1990) и персональных (Москва 1978, Ленинград 1984).

Картины Рождественского «Натюрморт. Трактирная посуда»  и «Натюрморт с лампой» вместе с произведениями А.В. Лентулова «Женщина с гитарой» (1913) и М.Ф. Ларионова «Провинциальная франтиха» (1907) были переданы Государственным музейным фондом в 1920 году, когда Центральному музею ТССР исполнилось 25 лет. В честь этой даты Музей получил 132 работы художников разных направлений и стилей начала XX века. Обе названные картины участвовали на персональной выставке Рожественского в Москве (1978), «Авангард» Русское и советское искусство 1910-1930гг. (Турку, Финляндия 1989). Также «Натюрморт с лампой» экспонировался на выставках:  Натюрморт в европейской живописи XVI-начала XX века (Дрезден, ГДР 1983), «Пространство-время-искусство. У истоков» (Казань, 1987), Передвижная выставка – Русское искусство XIX – начала XX веков (1988).

Картины были показаны на московской выставке «Художники «Бубнового валета»: между Сезанном и авангардом» в марте 2005г. Их можно было увидеть в главном здании ГМИИ РТ на выставке «Русский авангард. 1900-1920-е» в 2013 году. Сегодня обе картины представлены зрителю на выставке авангарда из коллекции ГМИИ РТ  «Шагай левой!» (с 28 марта 2019)

Материалы взяты из: «Рисунок и акварель в России. XX век» / Альманах. Вып. 209 СПб. Palace-Editions-Graficart, 2008; Н.Третьяков. В.В.Рождественский. М., 1956.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: