Виртуальные филиалы

Информационно-образовательный центр "Русский музей: виртуальный филиал"

Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Казань, Республика Татарстан

155 лет со дня рождения художника Мещерина Николая Васильевича

Его искусство было как две капли воды похоже на его жизнь - такое же сдержанное, как его речь, такое же тихое, как его голос, - ничего порывистого, резкого, рискованного, никаких диссонансов и ни малейшего желания во что бы то ни стало выделиться... он беззаветно любил русскую природу и знал ее так, как знали немногие...» И.Э.Грабарь

 

Мещерин Николай Васильевич (1864-1916) – живописец, текстильный фабрикант и предприниматель. Он окончил Московскую практическую Академию коммерческих наук.

 Явно не имея склонности к коммерческим делам, а напротив, тонкое душевное устроение, необыкновенную скромность и весьма слабое здоровье, Николай Васильевич поселяется в Дугине, где обустраивает двухэтажный каменный дом, окруженный парком, по пологому берегу спускавшийся к реке. Здесь он расположил хорошо оборудованную мастерскую, в которой работал сам, и отдельную, для приезжавших к нему художников. В гостеприимном Дугине побывали А.М. Васнецов, С.Ю. Жуковский, С.А. Виноградов, И.И. Левитан, И.Э. Грабарь, С.В. Малютин и другие видные деятели. Сам Николай Васильевич посвятил себя живописи,  «изображению простой русской природы». В своем поместье он увлекался любительской фотографией, коллекционировал картины, книги, граммофонные записи, писал этюды. В конце 1890-х Мещерин самостоятельно изучал живопись, брал уроки у М.Х. Аладжалова, В.В. Переплетчикова и А.М. Корина.

Первое выступление Мещерина состоялось в 1899 году на Периодической выставке Московского общества любителей художеств. Затем его работы выставлялись у Товарищества передвижных художественных выставок, «36 художников» и в «Союзе русских художников». Несколько работ художника были представлены на знаменитой выставке «Два века русского искусства», организованной С.П. Дягилевым в 1906-1907гг. в Париже, Берлине.

Благодаря изучению писем Мещерина стало возможным выявить еще одну выставку, где были представлены его работы. Речь идет о выставке «Современного русского искусства» в Казани 1909 года в каталоге №56 «Осень». Мещерин пишет Грабарю: «Еще получено приглашение из художественной школы из Казани. Там одновременно с промышленной выставкой Поволжья устраивается художественная выставка. Открывается в июне».

Николай Васильевич был членом нескольких художественных объединений: Московского общества любителей художеств (1902-1906), Союза русских художников (с 1906), «Свободная эстетика» (с 1907). Также Мещерин принимал участие в деятельности Московского литературно-художественного кружка.

В историю искусства художник вошел как яркий представитель русского импрессионизма, каким собственно он и являлся.

Импрессионизм в России начался позднее и развивался уже тогда, когда выступили послеимпрессионистические тенденции, вследствие чего он и не приобрел характера мощного движения, не породил единого стилевого центра, получил прерывистость в развитии, не позволившую процессу сделаться логичным и четким. Сарабьянов в своей статье «Импрессионизм и стиль модерн в России конца XIX века. К вопросу о специфике русского импрессионизма» обозначает ряд мастеров, которые в течение всего творческого пути исповедовали импрессионистическую концепцию – это К. Коровин, И. Грабарь, Н. Тархов, и Н. Мещерин. В. Круглов уделяет Мещерину место в каталоге «Русский импрессионизм. Живопись из собрания Русского музея». В письмах Мещерина Грабарю можно проследить разного рода упоминания, подтверждающие горячий интерес художника к импрессионистическому направлению западной живописи и современным выставочным проектам Европы:

«Может быть по поводу того, что на выставке собралось так много вещей Гогена, предполагалось какое либо издание с его вещами, или по крайней мере иллюстрированный каталог его».

«Захлебываюсь от удовольствия читая сейчас Мейер Грефе – импрессионисты».

Знакомство с западным искусством было легко осуществимо для московских художников благодаря возможности свободного доступа к коллекции С.И. Щукина.

Начиная с самых ранних работ, интерес художника сосредоточен на передаче освещения: вечернего, ночного, утреннего, дневного и соответственно состояния природы – солнца, луны, безлунной ночи и так далее.

Ранние работы Мещерина (1895-1904) исследователи связывают с «левитановским» направлением в пейзаже. Определяется общая тематика творчества художника: появляется тема ночи, восхода и заката, при этом не отдавая предпочтение особому времени суток или времени года. Для Мещерина ценность имеет природа во всем многообразии, а особый интерес представляет передача переходных состояний. В работах Мещерина нет и никогда не было никакого «подтекста», художник никогда к этому не стремился и не считал это своей задачей. Его творчество является примером такой «чистой» живописи, не связанной с сюжетными поисками. Если на первом этапе встречается изображение людей в пейзаже и интерьере («Деревенский праздник», 1902), или внимание к церковной архитектуре, то позднее люди исчезают из пейзажей художника, а церкви остаются в них лишь как вертикальная доминанта панорамного вида.

К «зрелому» периоду относятся работы, выполненные с 1905 по 1916 годы. Художник возвращается к натурным работам и эскизам – это время расцвета мастера, характерной раскованной пленэрной живописи. Часто произведения этого периода отличает очень динамичная композиция, с уходящей перспективой, подчеркнутой вибрирующим мазком. Мещерин много пишет в технике пастели и темперы, или масла на тянущем грунте, что создает особую поверхность. Его живопись более тонкая, легкая, изящная, менее плотская.

В большинстве вещей, писанных маслом на полотне и на негрунтованном картоне, Мещерин воспроизводил мартовский пейзаж, деревню, поле, лес и особенно любил писать нежную, белую березу. Он жил среди берез в последние годы жизни, и они были для него ближе людей («Пейзаж. Березки», ГМИИ РТ).

Известно несколько работ Мещерина выполненных в технике пуантилизма, это в большинстве своем ночные пейзажи, удивительные и тонкие по своему исполнению и выделяющиеся своим лиризмом. Это «Лунная ночь» из ГТГ и «Лунная ночь» из ГМИИ РТ. Конечно, такая работа не могла быть выполнена полностью «на натуре», Мещерин пользуется набросками и заметками «на полях» и дорабатывает свои «Лунные ночи» уже в мастерской. Интересно, что такая техническая «новинка» не встретится в более поздних работах мастера.

Одна из ярких работ художника – «Морозная ночь» (1908, ГМИИ РТ). Картина написана методом наложения обособленных мазков в сине-белых тонах. В ней мастер показал «отблеск лунного света на заснеженной березе, воссоздал эффект мерцания кристаллов инея и всполохов на зимнем звездном небе».  Эта работа  была представлена на V выставке картин СРХ (1908); первой Государственной выставке искусства и науки в Казани (1920); выставке «Русский пейзаж XIX – начала XX века» в  Казани (1991);  «Классическая живопись XVIII-XIX веков из собрания ГМИИ РТ», Москва (ГТГ, 1995).

Интересно сопоставить две работы: «Иван-да-марья» (1914, ГТГ) и «Полянка» (1914, ГМИИ РТ). Первая – наиболее известная «классическая» вещь Мещерина. Композиционное решение этих работ практически идентично, но первая выполнена темперными красками, а вторая маслом.

В более поздних работах теряется  яркость, преобладает серо-сине-зеленый цвет («Лес вечером», «Лесной пейзаж»).

Н.В. Мещерин скончался 9 октября 1916 года в своем имении в Дугине и погребен в близлежащем Крестовоздвиженском Лукинском монастыре. После смерти художника творческая жизнь в усадьбе затихает. Сейчас помещения бывшего усадебного дома уже не используются, и как говорят, решается вопрос о возможном сносе дома.

Абрам Эфрос пишет: «Работы Николая Васильевича Мещерина, скончавшегося в 1916 году образуют в «Союзе» небольшую посмертную выставку этого серьезного  и редко выступавшего перед публикой пейзажиста». И, действительно,  в составе XV выставки СРХ была устроена выставка Мещерина, где были представлены тридцать его работ.

На посмертной выставке, устроенной «Союзом» - женою покойного были принесены в дар Русскому музею: «Ноябрь» и Третьяковской галерее: «Морозный день», «Поля» и «Иван-да-марья».  

После 1917 года картины Мещерина оказались рассредоточены по целому ряду музеев, как столичных, так и провинциальных.

Позже состоялась еще одна крупная выставка русского искусства, на которой был представлен Мещерин, - это Первая Государственная выставка искусства и науки в Казани. Выставка открылась 28 мая 1920 года. Картины петербургских и московских художников присланы были из Москвы из фонда Отдела изобразительных искусств и Всероссийской коллегии по делам музеев. Обозреватель художественной выставки Б. Деннике писал: «Три превосходных работы Н.В. Мещерина, «Лунная ночь» (1905), «Морозная ночь» (1908) и пейзаж «В березовой роще», позволяют прочувствовать все своеобразие скончавшегося в 1916 году и до сих пор мало оцененного мастера. Русская живопись за последние 30 лет во многом развивалась параллельно французской; но одно из крайних проявлений аналитической живописи света и воздуха – пуэнтеллизм Сера и Синьяка почти не отразился в русской живописи. У Мещерина мы встречаем этот прием, но совершенно своеобразно преломленный…».

Вплоть до 1987 года пока Н.А. Гагман и С. Ямщиков не устроили большую персональную выставку художника с привлечением работ из частных коллекций и изданием каталога, творчество мастера находилось в забвении у публики, да и искусствоведам было мало знакомо. Многие работы, которые сейчас хранятся в ГМИИ РТ, были представлены на этой выставке («Полянка», «Лесной пейзаж», «Лунная ночь», «Лес вечером», «Июньское утро», «Морозное утро Иней»).

С 1980-х годов Н.А. Гагман публикует статьи о жизни и творчестве Мещерина. Так, в журнале «Огонек» за 1991 год в цветной вклейке опубликована крошечная заметка с цитированием Грабаря и Эфроса. Там же приведены цветные воспроизведения работ Мещерина: «Лунная ночь» (1905, ГМИИ РТ), «Околица» (1915, Орловская картинная галерея), «Полянка» (1914, ГМИИ РТ).

Из всех музеев русского искусства наиболее богатой коллекцией творчества Мещерина обладает Третьяковская галерея во многом благодаря тому, что в собрание музея вошли произведения художника из собрания В.О. Гиршмана и И.С. Остроухова; коллекции С.А. Горшина и Н.А. Гагмана. В галерее хранится около тридцати живописных и десять графических работ художника.

В подмосковном музее-заповеднике «Горки Ленинские», не имеющем в своем собрании работ Мещерина, но находящемся в непосредственной близости к Мещерино (так называется теперь поселок, образовавшийся вокруг усадебного дома в Дугине), были организованы две выставки, на которых экспонировались работы художника: в 1999 году – художественно-документальная выставка «Жизнь русской усадьбы» и в 2004 – выставка «Времена года», посвященная 140-летию со дня рождения Н.В. Мещерина.

В этом году Музей Русского импрессионизма совместно с Третьяковской галереей к весне подготовила проект «Николай Мещерин. Выход из суеты», куда вошли более ста работ художника. Сегодня его относят к последователям философии французского импрессионизма, сопоставляя с творчеством Моне и Дега.

Материалы взяты из архива ГМИИ РТ : дипломная работа Бубчиковой А.В. «Творчество Н.В. Мещерина (1864-1916)» фак. теории и истории искусств ФГБОУ ВО "СПбГАИЖСА им. И.Е. Репина" СПб., 2010.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: