Виртуальные филиалы

Информационно-образовательный центр "Русский музей: виртуальный филиал"

Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Казань, Республика Татарстан

175 лет со дня рождения Савицкого Константина Аполлоновича

Савицкий Константин Аполлонович (1844, Таганрог -1905, Пенза) - живописец-жанрист, академик, педагог и первый директор пензенского художественного училища.

Одна из его первых значительных картин -  «Ремонтные работы на железной дороге» (1874), показанная на III передвижной выставке, имела большой успех. Работу приобрел Третьяков для своей галереи. После чего молодой художник по совету старшего друга И.Н. Крамского смог выехать во Францию. Там вместе с петербургскими друзьями И.Е. Репиным и В.Д. Поленовым он совершил путешествие в Этрета.  «Морская буря первых сентябрьских дней и печальная судьба рыбаков, зависимых от капризной морской стихии, вдохновила его на создание картины «Море в Нормандии».

В этом же году проходила первая выставка импрессионистов. И хотя Савицкий был далек от этого направления, в этой новой работе заметно внимание к передаче световоздушной среды. Савицкий остался верен принципам искусства передвижников с доминантой социально значимого сюжета, однако он смог передать на полотне, благодаря градациям тонов и нюансов серого цвета, влажный воздух Атлантики, зыбкое и столь характерное для нормандского климата состояние, когда гроза уже уступает место на горизонте ясному небу. Воздух и свет – такие же «герои» этой картины, как рыбак и его трогательный сынишка»*.

Если обратиться к сюжету картины, то нельзя не вспомнить произведение американского писателя Э. Хемингуэя «Старик и море».

«Старик рыбачил один на своей лодке в Гольфстриме. Вот уже восемьдесят четыре дня он ходил в море и не поймал ни одной рыбы. Первые сорок дней с ним был мальчик».

Все тот же рыбак с мальчиком, сидящие на берегу моря без улова, то же волнующееся море, предвещающее шторм, напоминают о нелегкой жизни его героев.   

Картина в качестве дара от мецената К.Т. Солдатенкова поступила в Румянцевский музей. Позже в 1927 г. Государственный музейный фонд передал работу в Государственный музей Татарской АССР.  Сегодня ее местом хранения и экспонирования является ГМИИ РТ.

Материалы из: Т. Э. Моженок-Нинэн Эжен Буден и Алексей Боголюбов/ Перекресток искусств Россия – Запад. Спб., 2016


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: