Коллекция Государственного Русского музея

Императорский фарфоровый завод
Россия, Санкт-Петербург

Предметы Рафаэлевского столового и десертного сервиза

1883–1903


Александр явился настоящим спасителем Императорского фарфорового завода, который к моменту его вступления на трон был на грани закрытия: объем производства падал, материалы ввозились из-за рубежа, содержание обходилось дорого… Начатая по решению царя масштабная реформа предприятия включала его полное техническое перевооружение — из Лиможа, Севра и Майссена было привезено новое оборудование, специалисты завода прошли обучение за границей. В 1890 году были объединены Стеклянный и Фарфоровый заводы, так что сократились административные расходы. По личному указанию императора роскошные подарочные фарфоровые предметы стали изготавливать сразу в двух экземплярах, сохраняя второй в заводском музее.

Имели значение и большие государственные заказы — Коронационный сервиз «с гербом нового образца» на 2000 персон и последний масштабный императорский сервиз, произведенный на ИФЗ — «Рафаэлевский». Заказанный в 1883 году, он был завершен уже после смерти императора в 1903-м. Этот сервиз, первоначально предназначенный для Царскосельского дворца, был создан под руководством заведующего живописной мастерской завода Леонарда Шауфельбергера при участии мастера Сергея Романова по мотивам росписей Рафаэля для галереи в Ватикане, копия которых с 1790 года украшает здание Эрмитажа. Обращение к хранящимся в музеях историческим образцам было одной из отличительных черт эпохи, еще не знакомой с понятием музейных сувениров. Александр сам редактировал и утверждал декор сервиза, при создании которого явно учитывался «Арабесковый сервиз» Екатерины Великой — первый большой отечественный фарфоровый ансамбль, считавшийся эталонным.

В русской культуре XIX века сложился культ Рафаэля. К этому добавилась известная актуальность: 400-летний юбилей художника весной 1883 года, накануне коронации, отмечался по всей Европе, и очень торжественно и многолюдно — в Петербурге, в Академии художеств и Эрмитаже. Кроме того, декор сервиза непосредствен­но отсылал к предыдущему царствованию.

Юлия Демиденко. Национальная художественная промышленность при Александре III // Александр III. Император и коллекционер. СПб, 2019. C. 115.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: