Коллекция Государственного Русского музея

1897, п. Мятлевская (Калужская губерния) –1954, Ленинград

Чашка (получашка)

Форма К. С. Малевича. По эскизу Н. Суетина исполнена в 1928 В. Ф. Рукавишниковой. 1923


Судя по всему, одну из первых росписей на фарфоре Суетин исполнил на „получашке“ Малевича. На округлой (лицевой) стороне горизонтальные ряды из красных и черных разновеликих прямоугольников образуют плотное, довольно крупное геометрическое построение. Оно перекликается со станковыми (живописными и графическими) композициями.

В живописи по фарфору нельзя не учитывать трехмерный объем вещи. В витебские годы, украшая праздничные трибуны, художник имел дело с простейшими кубическими формами, у которых расписывалась только передняя плоскость.

„Получашка“ Малевича являет собой сложный объем, построенный по принципу „динамического покоя“, резкого столкновения округлой и прямоугольной сторон. На округлой стенке движение супрематической фигуры развивается по вертикали и горизонтали, что удерживает ее на форме, не дает уйти за пределы объема. И только крохотная диагональная полоска внизу, отлетая в сторону, создает иллюзию полета в бесконечное.

С оборотной стороны живопись сориентирована на квадратный выступ – пластическую деталь, которой Малевич усложнил плоскую форму. Вписанная в квадрат композиция получила направление по диагонали, отчего движение всей конструкции воспринимается более энергичным. В этом варианте росписи контрастнее сопоставлены и отдельные элементы. При общности супрематических мотивов и цветового решения каждая композиция живет своей автономной жизнью, как и плоскости, на которые они нанесены.

Черным: супрематизм рис. Суетина; черный в рамке квадрат (знак УНОВИСа) ГФЗ, без марки.

Музей в музее. Русский авангард из коллекции Музея художественной культуры в собрании Русского музея, СПб, 1998. С. 154.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: