Это произведение, хотя и было исполнено учеником ИАХ, заняло особое место в истории искусства. По авторитетной оценке критика В. В. Стасова, оно явилось точкой отсчета в развитии «настоящей исторической живописи». Столь высокую оценку произведение получило благодаря тому, что молодой художник, избежав условности и идеализации, принятой в академическом искусстве, создал психологически правдивый и драматичный образ страдающего царя-убийцы. Шварц достиг подлинного историзма, найдя оригинальное композиционное решение и освещение, внимательно изучив реалии эпохи для изображения предметной среды. Монументальность, отвечающая масштабу трагедии, возвышает этот черно-белый картон над живописной картиной (ГТГ), созданной по нему позднее. (И. В.)
Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 112.