Рожь
Из альбома «60 офортов Шишкина. 1870–1892». СПб, 1894. 1892
- Бумага, офорт, мягкий лак, оттиск с затяжкой. И.: 18,9 х 29,1; д.: 22,3 х 30,5; л.: 30,5 х 40,4
- Гр-19161
Пост. в 1930 из ГЭ, Ленинград
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияПейзаж
- Поделиться
Последний альбом печатной графики Шишкина был выпущен в 1894 году знаменитым петербуржским издателем «Нивы» Адольфом Марксом. Предварительно купив у автора все его офортные доски, Маркс напечатал с них оттиски в своем «артистическом заведении, по указаниям самого художника». Эти оттиски составили альбом «60 офортов Шишкина. 1870–1892», ретроспективное издание, дающее полное представление об эволюции творчества Шишкина-офортиста. В подготовке альбома Шишкин принял самое деятельное участие — собрал все сохранившиеся у него доски, прошел большинство из них офортной иглой и дополнительным травлением, некоторые переделал даже композиционно. В альбом, помимо новых состояний старых офортов, также вошли девятнадцать не издававшихся ранее.
Галина Павлова. Иван Шишкин — мастер офорта и литографии // И. И. Шишкин. Картины, рисунки и акварели, гравюры из фондов Русского музея. СПб. С. 23.
Несмотря на то, что многие печатные листы Шишкина созданы на основе его же композиций, их нельзя назвать авторепродукциями. Лучшие литографии и офорты художника — это не рисунки, тиражированные литографской или офортной техникой, а подлинные шедевры особого вида искусства — гравюры. Так, офорт «Рожь», в отличие от знаменитой, написанной Шишкиным гораздо раньше (в 1878 году) одноименной картины (ГТГ), не создает монументального, эпического образа Родины. Здесь решается иная задача — более камерная, но не менее значимая. Если картину «Рожь» можно сравнить с гимном Родине, то офорт под тем же названием — с протяжной, волнующей русской песней, где радость обязательно сменяется грустью, а встреча — разлукой.
Галина Павлова. Иван Шишкин — мастер офорта и литографии // И. И. Шишкин. Картины, рисунки и акварели, гравюры из фондов Русского музея. СПб. С. 26.