Коллекция Государственного Русского музея


Вид ледяных гор в Москве во время Сырной недели

По оригиналу Жерара Делабарта «Ледяные горы в Москве на Неглинке во время Cырной недели». Начало 1800-х


Делабарт не первый и не единственный, кто запечатлел излюбленную в России зимнюю «катальную потеху», но его «Ледяные горы» останавливают внимание необычностью решения. Сами «катальные горы», обычно помещаемые на переднем плане, отнесены вглубь, дальняя едва видна в морозной дымке наступающего вечера. Огромное заснеженное пространство по руслу скованной льдом реки Неглинной заполнено множеством фигур: от крупных на первом плане до едва приметных в уменьшенной перспективе далекого пейзажа. Народная сцена полна живых, порою грубоватых подробностей: Делабарт подмечает драку подвыпивших мужиков, брошенные оземь шапки, вывешенное на мороз белье, пишет молодых нарядных женщин, щеголей в расписных санках и, по-видимому, самого себя – ближе всех к зрителю, со спины, в шубе и меховой шапке, стоящим у подножия «катальной горы» в окружении праздничной толпы и в оглушении от ее шума. Это одна из лучших жанровых сцен россики XVIII века, но с не меньшим основанием ее можно отнести в родословную пейзажа. Половину холста занимают заснеженная земля и закатное небо: сугробы и ледяные торосы на реке, розовеющие в морозном небе облака, стая птиц над городом, задуваемые ветром дымы из труб – превосходно схваченные подробности русской зимы, предвосхищающие в не столь уж отдаленной перспективе зимние закаты Алексея Саврасова и Василия Перова.

Серия картин Делабарта привлекла внимание уроженца Швейцарии, ставшего в Москве купцом 1-й гильдии, Иоганна Вальзера (1739–1803). Он начал подготовку к изданию гравюр с московских видов, для чего были использованы акварельные варианты сюжетов. Первые гравюры исполнялись в Петербурге в 1795–1796 годах, и имеют в подписи посвящение императрице Екатерине. Последующие гравюры, имеющие посвящение уже императору Павлу, делались в Швейцарии и Германии. В Херизау Вальзер основал художественную мастерскую и пригласил к участию в ней нескольких известных граверов. Уже в 1797 году работа шла полным ходом. Вся серия была гравирована в двух вариантах – резцом и в технике офорта с раскраской от руки. Окончательно оформлены гравюры были к 1801 году, и поднесены уже следующему императору, Александру I. Гравюры были широко распространены в Европе, использовались в качестве архитектурного фона художниками, никогда не бывавшими в Москве.

 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: