Коллекция Государственного Русского музея

1763, Берн, Швейцария – 1840, там же

Вид Моховой и дома Пашкова в Москве

По оригиналу Жерара Делабарта. Начало 1800-х


Дом Пашкова – одно из самых красивых и знаменитых зданий Москвы. Шедевр архитектуры классицизма, построенный по заказу Петра Пашкова, разбогатевшего сына денщика Петра I. Распространено мнение, что автор проекта – Василий Баженов. Никаких письменных свидетельств не сохранилось, однако многие специалисты усматривают баженовский почерк в царственном облике этого сооружения. Первоначально, согласно некоторым источникам, его стены были оранжевыми. Место для строительства выбрано не случайное. Напротив – Боровицкий холм и Кремль. Дом Пашкова (впрочем, гораздо чаще его называли Пашковым домом) стал первым светским зданием Москвы, из окон которого можно было видеть Кремль не снизу вверх. Он составляет единое целое с высоким Ваганьковским холмом и как бы продолжает линию подъёма. Во время нашествия Наполеона усадьба сильно пострадала. Восстановленная в 1815–1818 годах, она приобрела черты московского послепожарного классицизма. Историки архитектуры полагают, что на этот раз поработал сам Осип Бове. Особняк вызывал всеобщее восхищение. Поэт Михаил Веневитинов назвал его «самым изящнейшим зданием во всей России».

Белокаменный дворец в окружении древних церквей составляет с ними единство, в котором, как о том мечтали творцы «Прожектированного плана», удалось «единообразие прервать противуположением, противуположение связать общим согласием». Уличная жизнь лишена всегдашней суетности – торговцы фруктами и сластями уместны потому, что без них «было бы безмолвно и мертво». Пожалуй, ни одна из делабартовских ведут не являла с такой очевидностью, что «в Москве дышится вольнее, чем в остальной империи». Это закрепило за «Видом Моховой улицы и дома Пашкова в Москве» значение своего рода художественной эмблемы екатерининской Москвы.

Судьба самой картины Жерара Делабарта – одной из лучших в серии – прискорбна: летом 1937 года она была выдана из Третьяковской галереи в Полпредство СССР в Вене и утрачена во время Второй мировой войны.

Серия картин Делабарта привлекла внимание уроженца Швейцарии, ставшего в Москве купцом 1-й гильдии, Иоганна Вальзера (1739–1803). Он начал подготовку к изданию гравюр с московских видов, для чего были использованы акварельные варианты сюжетов. Первые гравюры исполнялись в Петербурге в 1795–1796 годах, и имеют в подписи посвящение императрице Екатерине. Последующие гравюры, имеющие посвящение уже императору Павлу, делались в Швейцарии и Германии. В Херизау Вальзер основал художественную мастерскую и пригласил к участию в ней нескольких известных граверов. Уже в 1797 году работа шла полным ходом. Вся серия была гравирована в двух вариантах – резцом и в технике офорта с раскраской от руки. Окончательно оформлены гравюры были к 1801 году, и поднесены уже следующему императору, Александру I. Гравюры были широко распространены в Европе, использовались в качестве архитектурного фона художниками, никогда не бывавшими в Москве.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: