Коллекция Государственного Русского музея

Святцы

Листы лицевого иконописного подлинника. Новгород (?). Третья четверть XVII века

  • Бумага, сажа, киноварь, акварель, чернила, скоропись . Повторные оттиски — «налепки» прямого перевода с частичной обводкой по контуру графитным карандашом или чернилами 11 листов раскрашены акварелью в XIX веке. 14×17 (средний размер)
  • Др.пр-505

  • Пост. в 1964 от Ф. А. Каликина


В собрании прорисей Русского музея хранится небольшая по объему, но весьма ценная коллекция иконных образцов Федора Антоновича Каликина (1876–1971), известного ученого-старообрядца, реставратора древнерусской живописи и коллекционера. В нее входят разрозненные листы прорисей второй половины XIX века; лучшая часть коллекции— это Святцы третьей четверти XVII века. Обычно Святцы состоят из изображений святых и праздников на все дни календарного года. В экземпляре Ф. А. Каликина полностью присутствуют только апрель, май, июнь и ноябрь, для остальных месяцев изображения сохранились частично, август отсутствует.

Надписи с именами святых и праздников, расположенные в верхней части листа, над изображениями, сделаны чернилами, скорописью XVII века. Заглавные буквицы и числа месяца написаны киноварью. Там, где изображение не раскрашено и представляет собой слабый отпечаток, прямо на одеждах святых чернильными буквицами указаны цвета будущей раскраски. Изречения святых, начертанные на свитках, помещены под изображениями, а на самом свитке место, где должна находиться надпись, помечено крестом. Очевидно, что иконописец использовал более ранний образец XVI века. Косвенно это подтверждается тем, что прориси передают не зеркальный, а повторный, прямой отпечаток.

Святцы Каликина отличаются тонким, изящным рисунком чуть удлиненных фигур. Одежды переданы необыкновенно живописно: мантии преподобных перехвачены над коленями характерным двойным узлом, плащи пророков, искусно переброшенные через плечо или пояс, заканчиваются развевающимися драпировками. У всех святых тщательно прорисованы волосы на голове и бороде. Это не случайно, поскольку в толковых и лицевых иконописных подлинниках первостепенное значение всегда отводится описаниям и изображениям именно бород и одежд у мужских фигур. Ангелы и архангелы, а также праотцы, пророки и апостолы в основном имеют по две одежды— верхнюю и нижнюю ризы. Одежды святителей и преподобных состоят из трех платьев. У святителей это испод, фелонь или саккос и святительская шапка (митра). К преподобническим одеждам относятся ряска или испод, мантия, схима и клобук белый или черный. Как правило, на каждом листе святцев изображены святые и праздники, характерные для двух-трех, иногда четырех дней каждого месяца. Однако в редких случаях иконописец, отмечая особое значение праздничного дня, занимает им целый лист. Например, отдельные листы занимают преподобная Мария Египетская (1 апреля, Др.пр.-515) и первоверховные апостолы Петр и Павел (29 июня, Др.пр.-532). Если раньше для изображения праздника иконописец ограничивался фигурой главного персонажа (например, фигура Спасителя обозначала все Господские праздники, а фронтальное изображение Богоматери подразумевало все Богородичные), то теперь каждый праздник получает свое полное изображение. В XVII веке однообразные ряды святых в лицевых иконописных подлинниках словно оживают: в них появляется движение, между фигурами возникает ощущение «воздуха», акцентируется жест, головы персонажей часто повернуты друг к другу.

Все иконные образцы составляют единый комплекс, это подтверждают и палеографические данные — скоропись XVII века, принадлежащая руке одного писца. Вспомогательным датирующим моментом в определении временного промежутка изготовления бумаги является контрамарка, сопутствующая филиграни «Голова шута». Она характерна для третьей четверти XVII века и встречается в Святцах на листе, иллюстрирующем 14–19 мая. Контрамарка представляет собой латинские литеры GPO в прямоугольном картуше. Учитывая залежность бумаги в 5–7 лет, возможно, изготовление данного подлинника приходится на конец 1660-х годов.

В отношении их стилистической характеристики с осторожностью предположим, что образец, с которого были повторно сняты Святцы, мог датироваться более ранним временем: серединой — второй половиной XVI века.

М. В. Федосеева // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 178-179.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: