Богоматерь с Младенцем и ростовские чудотворцы Леонтий, Исайя и Игнатий
Ростов. 1628
- Дерево, доска цельная, двойной ковчег, две врезные встречные шпонки, левкас, темпера, золочение. 31,3 × 27,3 × 3,1
- ДРЖ-516
Пост. в 1936 из ГМФ; в начале XX века — в старообрядческой моленной на Волковской улице в Санкт-Петербурге; ранее — в домовом Благовещенском соборе Сольвычегодска (?)
- Период Древнерусское искусство
- Библейский сюжет
- Поделиться
Икона принадлежала «именитому человеку» Ивану Максимовичу Строганову (1591–1644), одному из представителей прославленной торгово-промышленной династии. В Сольвычегодске — центре экономической деятельности Строгановых — родоначальником династии Аникой Федоровичем (1498–1570) был выстроен величественный Благовещенский собор, внутреннее убранство которого создавалось попечением нескольких поколений Строгановых.
В интерьере храма находились как заказные иконы, исполненные строгановскими иконописцами, так и подносные образы, являвшиеся благословениями Строгановым от разных лиц. К числу подобных образов принадлежала икона «Богоматерь и ростовские чудотворцы», в 1628 году поднесенная Ивану Максимовичу ростовским митрополитом. Описи сольвычегодского Благовещенского собора фиксируют несколько аналогичных икон, получивших широкое распространение в XVII веке. Богоматерь традиционно изображена в рост, с Младенцем Христом на руках. Справа — предстоящие в молитвенных позах ростовские святители Леонтий, Исайя и Игнатий. Небольшие (пядничные) иконы такой иконографии хранились в ростовском архиерейском доме и предназначались для «благословенной дачи». (Н. П.)
Электронный каталог «Святые земли русской». СПб. 2010. С. С. 340.
Традиционная для древнерусского искусства иконография святых, молящихся Христу или Богородице, получает в первой половине — середине XVII века исключительно широкое распространение. Этому способствовала характерная черта эпохи — обострившиеся в Смутное время чувство покаяния и упование на прощение грехов.
Важную роль играло усиливавшееся с каждым годом осознание значимости личной молитвы о спасении, что обусловило новый тип непосредственного, лишенного мистической окраски контакта человека и Бога, а также благочестивое желание сделать явным, почти материально осязаемым заступничество и чудесную силу покровительства святого, убедиться в его реальном могуществе и предстательстве перед Богом. Поэтому особым признанием пользовалась иконография, представлявшая не просто фронтальный образ чудотворца, но его непосредственную молитву.
Иконы избранных святых наиболее ярко отразили как демонстративный традиционализм этих десятилетий, так и нарастающий в обществе процесс становления личности, персонализации религиозного сознания, нацеленного на постоянный и действенный контакт со Спасителем.
Аналогичный действенный и одновременный «ответ» стяжают на иконе 1628 года ростовские чудотворцы — святители Леонтий, Исайя и Игнатий, предстоящие Богоматери, возвышающейся на огненном облаке и держащей обернувшегося к ходатаям Младенца, что подчеркивает активность божественного диалога.
На тыльной стороне надпись в круге: «РЛS (136=1628) Бл(а)гословил сим образом митрополитъ Ростовскии Ивана Максимовича Строганова».
И. А. Шалина, А. А. Макарова. Между старым и новым: иконопись и ювелирное искусство первой половины – середины XVII столетия // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 37.
Раскрыта в 2013 в ГРМ И. А. Ратниковым.