Коллекция Государственного Русского музея

конец XVI – начало XVII в.

Богоматерь Молебная, с избранными ростовскими святыми

Конец XVI — начало XVII века


Изображение Богоматери в рост с развернутым свитком и поднятыми в молении руками принадлежит к древнему иконографическому типу «Богоматерь Заступница» (Агиосоритисса). На Руси оно получило именование «Богородица Молебная», или «Моление о народе». Текст на свитке Богоматери содержал ее попечение о спасении христиан, обращающихся к ее заступничеству. Богоматерь предстоит пребывающему на небесах в окружении ангелов Христу, который отвечает ей благословением, а текст на свитке в его руках свидетельствует об удовлетворении просьб Матери.

На древнейших иконах этого извода XV — первой половины XVI века у ног Богоматери изображалась группа молящихся, которая олицетворяла страждущий народ. В середине XVI века этот образ начал вытесняться изображением почитаемых общероссийских и местночтимых святых, воплощающих идею соборной молитвы, покровительства и защиты.

На иконе, которая была написана для Благовещенского собора в Сольвычегодске — вотчине именитых людей Строгановых, — к Богоматери с молением обращаются наиболее почитаемые ростовские чудотворцы. Это первые святители старейшей русской кафедры, ростовские епископы Леонтий, Исайя, Иаков и Игнатий, ростовский юродивый Исидор Твердислов, Петр, царевич Ордынский, и Варлаам Хутынский. Согласно житийной повести, Петр Царевич был племянником хана Берке, принявшим христианство и перешедшим на службу к ростовским князьям (вторая половина XIII — начало XIV века). Он почитался основателем ростовского Покровского монастыря и на иконе представлен в монашеском облачении.

Электронный каталог «Святые земли русской». СПб. 2010. С. 339.

Рест. до поступления в музей, повторно в 1978–1981 в ГРМ С. И. Голубевым

Показать полный текст
Скрыть полный текст

О Семене (Семейке) Бороздине известно только из надписей на оборотных сторонах икон. Сегодня известно 11 икон, связываемых с именем мастера, хранящихся в ГРМ и ГТГ.

Его подход к построению иконописного образа традиционен. Художник не стремится к созданию усложненных композиций, напротив, они лаконичны, четки и с максимальной ясностью раскрывают заложенную в них идею. Важную роль в раскрытии замысла играет ритм, которому подчинены движения масс и распределение цветовых акцентов. Его композиции и фигуры крупнее, а архитектурный фон кажется более объемным и монументальным, чем у Прокопия Чирина или Никифора Савина. Вместе с тем так же, как и они, художник очарован красотой каждой детали, его фигуры изящны и пропорциональны. При исполнении ликов и рук мастер, как и другие строгановцы, использует светло-коричневую основу, на которую наносит четкий коричневый рисунок, и мягко моделирует форму тонкими слоями белил и яркими белильными оживками на выступающих частях.

Т. Б. Вилинбахова, О. В. Клюканова. «Тогда бо мятежные времена были…» Рубеж столетий. Искусство строгановских мастеров // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 17.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: