Коллекция Государственного Русского музея

конец XVI – начало XVII в.

Сретение Владимирской иконы Богоматери

Конец XVI — начало XVII века


Событие сретения (встречи) Владимирской иконы Богоматери относится к 1395 году — времени набега на Москву татарского хана Темир-Аксака. Для защиты от неприятеля из Успенского собора Владимира была принесена в Москву икона Богоматери Умиление. Встреча образа у стен Москвы состоялась 26 августа, и в тот же день войско Темир-Аксака покинуло пределы Руси. Бегство татарского хана было воспринято как заступничество Богоматери за Москву. На месте встречи иконы был основан Сретенский монастырь. Праздник Сретению Владимирской иконы Богоматери был приурочен к 26 августа. Под этим же числом описание композиции было внесено в русские иконописные подлинники: «Чюдо пречистыа Владимерскыа иконы, иже посрами Темиряксака…». Тексты иконописных подлинников называют московского митрополита Киприана основным действующим лицом композиции «Сретение Владимирской иконы»: «Из града изыде Киприян митрополит с кадилом, а сам рус, брада короче Василья Кесарийскаго…»

Семен Бороздин использовал для своей иконы сокращенный, по сравнению с предписанием иконописного подлинника, вариант композиции. Так, у него отсутствуют изображения великого князя Василия и княгини; написаны две Владимирские иконы. (Согласно подлиннику, из Москвы навстречу Владимирской иконе выносится образ Богоматери Одигитрии).

Электронный каталог «Святые земли русской». СПб. 2010. С. 259.

Реставрирована до поступления в музей, повторно  в ГРМ в 1981–1983 Р. А. Кесаревым.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

О Семене (Семейке) Бороздине известно только из надписей на оборотных сторонах икон. Сегодня известно 11 икон, связываемых с именем мастера, хранящихся в ГРМ и ГТГ.

Его подход к построению иконописного образа традиционен. Художник не стремится к созданию усложненных композиций, напротив, они лаконичны, четки и с максимальной ясностью раскрывают заложенную в них идею. Важную роль в раскрытии замысла играет ритм, которому подчинены движения масс и распределение цветовых акцентов. Его композиции и фигуры крупнее, а архитектурный фон кажется более объемным и монументальным, чем у Прокопия Чирина или Никифора Савина. Вместе с тем так же, как и они, художник очарован красотой каждой детали, его фигуры изящны и пропорциональны. При исполнении ликов и рук мастер, как и другие строгановцы, использует светло-коричневую основу, на которую наносит четкий коричневый рисунок, и мягко моделирует форму тонкими слоями белил и яркими белильными оживками на выступающих частях.

Т. Б. Вилинбахова, О. В. Клюканова. «Тогда бо мятежные времена были…» Рубеж столетий. Искусство строгановских мастеров // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 17.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: