Коллекция Государственного Русского музея

Чудо Георгия о змие, с житием в 16 клеймах

Последняя треть XVII века


В народном сознании сосуществовали два аспекта почитания святого Георгия: как мученика и воина, что соответствовало официальной церковной традиции, и как покровителя земли и плодов, скотоводов и землепашцев.

Житийные иконы святого Георгия, происходящие из Обонежья, обнаруживают прямую иконографическую зависимость от новгородских образцов, известных с XIV века. Традиционно в средниках новгородских икон помещали самый известный эпизод из жития святого — «Чудо Георгия о змие», — связанный с древнейшими представлениями о борьбе доброго начала со злым.

Изображение в среднике типиницкой иконы относится к хорошо известному в новгородской живописи XIV–XVII веков типу. Георгий в воинских одеждах сидит на белом коне, его правая рука с широким замахом отведена назад для удара змея копьем, согнутая в локте левая выставлена вперед. Ярко красный плащ развевается сзади, подчеркивая движение скачущего коня. Змий, выползающий из темной пещеры, — коричневого цвета, с красными крыльями и головой. Активное движение в левой части средника, заданное плащом и поддержанное наклоненными лещадками горок, останавливается в правой части неподвижной фигурой царевны Елисавы, развернутой к Георгию и ведущей змея на коротком поводу, и высоким строением, в котором находятся родители царевны и жители города.

В 16 клеймах изображены традиционные для георгиевского цикла сцены мучений и смерти святого. Исключение составляют два клейма (12 и 14), связанные с императрицей Александрой, уверовавшей во Христа по слову святого Георгия и принявшей мученическую смерть. Клейма сопровождают подробные, неплохо сохранившиеся надписи.

Колористический строй иконы ярок и наряден. Серебряный фон в клеймах и среднике, серебряные нимбы, короны, пояса и воротники на одеждах, красные, темно-зеленые, светло-коричневые цвета архитектурного стаффажа, изукрашенные тонкими белильными линиями, белые одежды святого создают особую многоцветную поверхность, не очень характерную для сдержанной карельской иконописи. Вместе с тем пропорции и постановка фигур, личное письмо по красноватой подкладке нижнего слоя с аккуратными белильными движками, архитектурный фон с рядом остроконечных крыш и другие детали позволяют уверенно связать икону с искусством заонежской мастерской второй половины XVII века.

Житийная икона «Чудо Георгия о змие» была вывезена из трапезной деревянной церкви Вознесения села Типиницы. Древнее село, упоминавшееся еще в документах XVI века, долгое время принадлежало Кижскому Спасскому погосту. Согласно писцовой книге 1629 года, в это время в селе была деревянная церковь Ильи. Во второй половине XVIII века ее сменил новый храм Вознесения с приделом Пророка Ильи (сгорел в 1975). Опись 1904 года зафиксировала икону в иконостасе Богоявленского придела (устроен в 1808). В этом же иконостасе находился житийный образ «Огненное восхождение пророка Ильи» (ДРЖ-3139), также хранящийся в Русском музее.

И. А. Антропова // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 166.

Раскрыта в 1967–1968 в ГРМ А. А. Рыбаковым

Порядок клейм: 1. Святой Георгий перед императором Диоклетианом; 2. Бичевание святого Георгия воловьими жилами; 3. Святой Георгий в темнице; 4. Истязание святого Георгия на костре; 5. Истязание святого Георгия на колесе; 6. Мучение пилой; 7. Избиение на медном одре железными прутьями; 8. Мучение кипящей смолой; 9. Мучение гвоздями; 10. Святой Георгий сокрушает идолов в темнице; 11. Бичевание палками; 12. Святой Георгий поучает царицу Александру; 13. Мучение щипцами и свечами; 14. Усекновение главы царицы Александры; 15. Усекновение главы святого Георгия; 16. Погребение святого Георгия.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: