Коллекция Государственного Русского музея

Чудо от Феодоровской иконы Богоматери. Икона-спилок (фрагмент иконы «Богоматерь Феодоровская в чудесах»)

Круг Гурия Никитина. Конец XVII века (1680-е)


Вторая половина XVII века— время бурного и стремительного расцвета ремесел и торговли, роста городов, особенно в Поволжье (Ярославль, Кострома, Ростов Великий, Романов-Борисоглебск). В эти десятилетия создается своеобразная архитектурная школа, высокого развития достигают искусство иконописи и стенописи, резьба по дереву и камню, чеканка и литье металлических изделий.

Живопись городов Верхнего Поволжья XVII века представлена в Русском музее крайне неравномерно. За редкими исключениями отсутствуют подписные и датированные работы поволжских мастеров, а иконы, безусловно созданные на местах, написаны выходцами из других художественных центров. Единичные произведения собрания связаны с Костромой — крупным центром поволжского иконописания. Два из них приписываются костромским мастерам на основании документальных источников, а одно (фрагмент иконы «Богоматерь Феодоровская  в чудесах») — сюжетно и стилистически, что позволило исследователям отнести его к кругу ведущего костромского иконописца Гурия Никитина.

Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 135.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: