Коллекция Государственного Русского музея

Деяния апостолов. Крещение апостолом Филиппом евнуха царицы Эфиопской

Начало XVIII века


Взаимодействие с культурными традициями других стран, то усиливаясь, то ослабляясь в течение всего XVII столетия, имело большое значение для всех видов русского искусства. Уже более столетия тому назад было установлено, что гравюры Библии Пискатора использовались русскими мастерами при работе над стенными росписями. С тех пор исследователи выяснили, что помимо разных изданий Пискатора (Фишера) в России бытовали и активно использовались гравюры Евангелия Наталиса, Библий Борхта и Матиаса Мериана, с XVIII века — Библия Кристофа Вейгеля. Определенное взаимодействие с композициями гравированных листов западноевропейских изданий демонстрируют такие выдающиеся памятники русского искусства, как «Христос на престоле с припадающими Марфой и Марией» Семена Спиридонова Холмогорца, иконы из церкви Григория Неокесарийского в Москве «Символ веры» и «Отче наш…».

В отличие от этих произведений, характеризующихся глубокой степенью переработки заимствованных мотивов, встречаются работы, в которых изобразительный источник узнается с первого взгляда. Так очень точно повторяется композиция листа 430 из Библии Пискатора 1674 года «Крещение апостолом Филиппом евнуха царицы Эфиопской» в данной иконе, относящейся к началу XVIII столетия.

С. М. Новаковская-Бухман, И. В. Сосновцева.  «Предивною работою зделаны…». Произведения иноземных мастеров в контексте развития русского искусства  // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 195.

Рест. в 1972–1973 в ГРМ Ю. Г. Бобровым


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: