Коллекция онлайн

Строгановская школа
Мастер Михаил

Крещение (Богоявление)

Конец XVI – начало XVII века

  • Дерево, темпера. 35,6 х 30 х 2,4
  • ДРЖ-1020

  • Пост. в 1922 из Строгановского дворца-музея, Петроград (ранее – собрание С. Г. Строганова)


Икона посвящена одному из двунадесятых праздников – Крещению Иисуса Христа, празднуемому церковью 6/19 января. Этот праздник знаменует начало служения Христа во имя спасения человечества и первое явление Его как Сына Божьего.

Иконография иконы в целом традиционна и следует образцам, сложившимся еще в ранней Византии. Христос стоит в водах Иордана, к Нему склоняется Иоанн Предтеча. На другом берегу четыре ангела. Покровы на их руках указывают на обычай отирать новокрещенных по выходе из купели. Кроме того, их покровенные руки – знак глубочайшего благоговения. Это событие описано евангелистами (Мф. 3, 13–17; Лк. 3, 21–22; Ин. 1, 29–34; Мк. 1, 9–11). В водах реки – рыбы и две фигурки – персонификации Моря и реки Иордан, упоминаемые во время службы на праздник Богоявления. Их появление находит объяснение в псалме 113; 3: „Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять“. Эти образы имеют давнюю традицию, восходящую к V веку. Особенностью иконографии является изображение в облаках Саваофа в белых одеждах, сидящего на престоле в окружении херувимов. Этот образ основан на тексте Ветхого Завета: „…поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна“ (Дан. 7, 9). Из уст Саваофа исходит луч с голубем – символом Святого Духа, направленный на Христа. Так в иконе с максимальной ясностью раскрывается сущность Иисуса Христа как Бога и Сына Божьего и одного из лиц Святой Троицы. Татьяна Вилинбахова // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 110.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: