Коллекция онлайн

Адам и Ева в раю

Фрагмент композиции «Наречение имен». 1655


Наиболее раннее коллективное произведение ярославцев и костромичей в собрании Русского музея — фрагменты стенописи Троицкого собора Калязина монастыря.

Известно, что Калязин монастырь был основан около 1459 года преподобным Макарием, в миру служилым человеком Матвеем Кожиным. Каменное строительство в нем осуществлялось ростовскими мастерами в 1520-е годы. В 1609 году знаменитый полководец Михаил Скопин-Шуйский сражался под его стенами с гетманом Яном Сапегой, но в 1610 году Калязинский монастырь был взят и разграблен поляками. Возродился он только в середине XVII века после посещения его царем Алексеем Михайловичем, который выделил деньги на восстановление обители. В 1654–1656 годах Троицкий собор был расписан фресками на библейские темы, работа была выполнена лучшими художниками Москвы и городов Поволжья. Над стенописью трудились 16 кормовых государевых живописцев под руководством Симеона Авраамова. В их числе были такие известные мастера, как Грузинцев, Гужин, Ильин, Федоров, Феофанов и др.

Стенопись Троицкой соборной церкви Калязина монастыря дошла до нашего времени в виде отдельных разрозненных частей композиций или фигур святых, снятых со стен перед затоплением храма в 1939 году.

В 1937 году, в связи с планируемым частичным затоплением города Калязина при возведении Угличской плотины, все здания бывшего монастыря  были проданы Калининским облисполкомом на снос Кимрокскому заводу для постройки из монастырского кирпича заводских помещений. По ходатайству Академии архитектуры СССР удалось сохранить на короткое время Троицкий собор и бытовой корпус XVI века.

Снятие фресок в Троицком соборе производилось в 1939–1940 годы в зимнее время в неимоверно тяжелых условиях. Спасением уникальных росписей XVII века занимался художник-реставратор Павел Иванович Юкин (1883/85–1945), который приступил к работе по снятию фрагментов в декабре 1939 года. В результате родился реставрационный метод «на мороз». Юкиным было снято 126 фрагментов живописи площадью 150 кв. м. Большая часть фресок находится в ГНИМА, 11 фрагментов были переданы в ГРМ, остальные — в Строгановское училище, Калязинский краеведческий музей, ГИМ, ЦМиАР.

Росписи включали несколько сюжетных циклов, в том числе традиционный евангельский, ветхозаветный, посвященный истории прародителей Адама и Евы, лицевой Апокалипсис, образы святых. Значительное место занимали орнаментальные мотивы. Фрагменты каждого из циклов и изображения отдельных святых имеются в собрании Русского музея.

Н. В . Пивоварова, М. В. Федосеева // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 136, 140.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: