Коллекция онлайн

? - ?

Избиение святых отцов в Синае и Раифе

Первая четверть ХVII века


"Строгановская школа" означает одно из направлений в русской иконописи конца XVI - 1-й четверти XVII в. Иконы так называемых "строгановских писем", отличаются малыми размерами, тонкой миниатюрной техникой и высоким мастерством письма. Само название "строгановские письма" обязано роду Строгановых, с которыми связаны возникновение и расцвет этого замечательного явления в русской иконописи.

Немногочисленные сведения о мастере Первуше содержатся лишь в надписях на оборотных сторонах двух икон. В них художник назван человеком Максима Яковлевича Строганова и учеником знаменитого строгановского иконописца Прокопия Чирина.

Икона «Избиение святых отцов в Синае и Раифе» уникальной иконографии, представляющая собой яркий образец искусства, близкого творчеству Прокопия Чирина, позволяет предположить, что мастер, как и его учитель, мог работать в кремлевских художественных мастерских.

Икона "Избиение святых отец в Синае и Раифе" посвящена событию, отмечаемому церковью 14/27 января. Оно было описано египетским монахом Аммонием и относится к истории раннего христианства (IV в.).

Монахи, жившие в пещерах горы Синай и в пустыне Раифа около Красного моря, "в двух днях пути от Синая", подверглись нападению варваров, кочевых арабских племен, прибывших на кораблях. На помощь праведникам из города Фаррана были посланы войска, победившие нечестивых.

Первуша создает сложную многочастную композицию, объединяющую многочисленные и разновременные эпизоды в единое целое. В центре высится гора Синай, на фоне которой отчетливо вырисовывается сияющий, светлый монастырь с укрывшимися за его стенами монахами в черных клобуках и темных одеждах. Здесь четко выявлено традиционное для древнерусской живописи сопоставление аскетизма внешнего облика монаха и просветленности его духовного мира, воплощенного в образе прекрасного монастыря, изображение которого носит совершенно фантастический характер. В нижней части иконы показаны сцены избиения "святых отец" и сражения двух ратей - арабских кочевников и воинов из Фаррана. Монахи, как принявшие мученическую смерть от рук врагов, изображены с нимбами. В центре верхнего поля Христос благословляет гибнущих за веру праведников. Мысль о неизбежности гибели врагов воплощена в образе корабля, разбивающегося о скалы.

Этот сюжет встречается в древнерусском искусстве крайне редко. Однако в иконописи поствизантийских мастеров композиции, воспроизводящие топографию горы Синай, с XVI в. получают распространение. Известностью пользуются работы критского художника Клонтзаса и позднее - Эль Греко. Несомненно, что подобные образцы попадали и на Русь. Икона Первуши принадлежит, по-видимому, к числу ранних произведений, воспроизводящих образ Святой Горы.

На тыльной стороне метка Строгановых и надпись: «Первушино писмо».

Реставрировалась до поступления в ГРМ.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: