Избранные святые (Святой благоверный князь Борис, священномученик Феодот Киринейский, святая Мария Магдалина, преподобная Ксения Римляныня)
Между 1581 и 1590
- Дерево, доска цельная, две врезные встречные шпонки, ковчег, левкас, паволока, темпера, оклад:, серебро (венцы и накладные пластинки басмы), финифть, золочение. 43 × 36,5 × 3
- ДРЖ-2745
Пост. в 1933 после зарубежной выставки 1929–1932- Происходит из собора Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде
-
Сведения о реставрации:
Живопись рест. до поступления в ГРМ; оклад — в ГРМ: Чехет С.А. (1997)
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
В молении перед образом Богоматери Воплощение, изображенным в медальоне и восьмиугольной «славе», предстоят фигуры святых — небесных покровителей семьи Бориса Годунова (около 1552 — 1605). Благоверный князь Борис (слева) и священномученик Феодот Киринейский (славянская форма — Богдан, мирское имя) тезоимениты самому боярину Годунову, в 1598 году занявшему царский престол, равноапостольная Мария Магдалина — покровительница его жены, Марии Григорьевны Скуратовой, преподобная Ксения Римляныня — их дочери Ксении, родившейся в 1581 году. Икона была заказана между 1581 и 1590 годами, поскольку отсутствует образ Феодора Стратилата, соименного сыну Федору Борисовичу, родившемуся в 1590 году.
Икона висела в киоте на юго-восточной грани правого столба Рождественского собора (ОПИ НГОМЗ. № 11820. Ок. 1800. Опись древних вещей, принадлежащих Новгородскому Антониеву монастырю. Л. 32). Она в точности повторяет небольшой образ местного ряда Софийского собора в Новгороде, написанный между 1581 и 1589 годами (Иконы Пскова, 2006. Кат. 122. С. 388–389) и, скорее всего, заказанный, как и публикуемый памятник, самим Борисом Годуновым.
Еще будучи конюшим царя и воеводой, боярин имел свой двор в Новгороде и проводил здесь значительную часть времени, щедро одаривая монастыри и храмы, особенно Антониев, получивший после учреждения патриаршества на Руси в 1589 году статус степенного игуменского монастыря. Живопись и характер драгоценного убора свидетельствуют о создании памятника новгородскими мастерами.
Оборот затянут тканью.
Живопись рест. до поступления в ГРМ; оклад — в 1997 в ГРМ С. А. Чехетом.
И. А. Шалина // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 43.