Коллекция Государственного Русского музея

? – ум. 1731, Кривоезерская пустынь близ Юрьевца Поволжского

Сошествие во ад

1713


Икона была написана Кириллом Улановым после принятия пострига с именем Корнилий, за год до того, как он стал игуменом Троицкой Кривоезерской пустыни на берегу Волги. Композиция исполнена на доске почти квадратного формата, отличается грузностью форм, насыщенностью колорита, величием образов. Христос представлен фронтально, спокойно стоящим на вратах ада. Его фигура выделена в масштабе, очерчена белой мандорлой, а святые, обращенные к Нему, разделены на две равные группы. Благодаря этим особенностям главной темой произведения становится славословие Христа-Победителя. Из всего многообразия мандорл, использовавшихся в иконографии Воскресения, мастер избрал овальную, по которой от нимба Христа расходятся лучи. Форсированы цветовые и тональные контрасты, акцентирована материальность предметов.

Авторское видение Кирилла Уланова проявилось в нединамичной экспрессии грузных форм, их застылой массивности. Ветхозаветным праведникам, сгрудившимся вокруг Спасителя, тесно в недрах земли, ее кольцо, сжимающее пещеру, иконописец сделал темным и мощным будто только для того, чтобы оно могло сдерживать их толпу.

Несколько наивен прием в изображении святых: их волосы в шахматном порядке моделированы то белилами, то темно-коричневой краской. Рядом с их главами или поверх головных уборов помещены надписи с именами. Справа от Спасителя в нижнем ряду, кроме Евы, представлены Сарра и Рахиль (в зеленом и лиловом мафориях), выше ― Моисей, Давид и Соломон, пророки Исайя и Нафан. Слева, за Адамом, — Сиф и Аввакум, выше — Авель, Авраам, Даниил и Захария. Мелким шрифтом начертан автограф иконописца поверх горок в нижнем углу справа. Композиция названа «Сниде Господь внутрь ада и изведе Адама и всех оцев с ним».

П. В. Западалова // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 92.

В правом нижнем углу надпись: «1713 г(о) году писал монах Корнилий Оулановъ»


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: