Коллекция Государственного Русского музея

Огненное восхождение пророка Илии, с житием в 16 клеймах

Вторая половина — конец XVII века


Иконы святого пророка Илии с клеймами жития известны на Руси с XIII века. Основными источниками житийной иконографии являются Библия и «Похвальное слово пророку Илии» Климента Охридского, созданное на рубеже IX–Х веков.

На типиницкой иконе представлены самые важные события жизни пророка: рождение (1 клеймо), ревностное исполнение воли Бога (клейма 6, 8, 9–11, 15), пророческое служение (клейма 2, 7, 12–14), прижизненные чудеса (клейма 3–5). Изображения в клеймах иконы восходят к иконографическим схемам, известным по многим памятникам.

Интересная особенность этой иконы — включение в житийный цикл сюжета «Помазание царя Азаила».

Несмотря на близкое соседство с Водлозерской церковью и находившейся там храмовой житийной иконой, несомненно известной в этой части Заонежского полуострова, типиницкий образ имеет совсем иные иконографические источники, напрямую связанные с новгородским искусством XVI века. Об этом свидетельствует большое композиционное сходство с иконой из Патриаршего музея. Вместе с тем художественное воплощение иконы согласуется с образным строем обонежского искусства второй половины — конца XVII века.

И. А. Антропова // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 167.

Раскрыта в 1957, 1965–1966 в ГРМ И. В. ЯрыгинойЖитийная икона была вывезена из трапезной деревянной церкви Вознесения села Типиницы. Древнее село, упоминавшееся еще в документах XVI века, долгое время принадлежало Кижскому Спасскому погосту. Согласно писцовой книге 1629 года, в это время в селе была деревянная церковь Ильи. Во второй половине XVIII века ее сменил новый храм Вознесения с приделом Пророка Ильи (сгорел в 1975).  Опись 1904 года зафиксировала икону в иконостасе Богоявленского придела (устроен в 1808). В этом же иконостасе находилась житийная икона «Чудо Георгия о змие» (ДРЖ-3138).

Показать полный текст
Скрыть полный текст

В кратком библейском тексте сообщается, что Господь повелел пророку Илии идти в Дамаск «помазать Азаила в царя над Сириею» (3 Цар. 19: 15). Подобная сцена имеется на нескольких иконах XVI–XVII веков, например на житийном образе Илии Пророка Игнатия Пантелеева 1647 года из Водлозера (МИИРК). Редкой деталью иконы из ГРМ является восьмиконечный нимб Премудрости у ангела, стоящего в центре. Похожий восьмиугольник, правда вписанный в круглый нимб, есть у ангела в клейме житийной иконы Илии Пророка (1530–1540-е, Патриарший музей церковного искусства, Москва), вышедшей из новгородской Макарьевской мастерской (Художественные сокровища, 2016. С. 126–129). Изображение бескрылого ангела с ромбовидным нимбом, олицетворяющего Божественную премудрость, характерно для новгородского искусства и часто встречается во фресковых ансамблях, рукописях и иконах, однако причины его включения в ветхозаветную историю пророка Илии не до конца ясны.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: