Коллекция Государственного Русского музея

Праотец Авель, из праотеческого чина

Тихвин. 1656


Во второй половине XVII века число каменных построек на Севере превысило несколько десятков, а деревянное культовое строительство в это время переживало расцвет. Для внутреннего убранства вновь отстроенных и восстановленных храмов и часовен требовалось большое количество икон и предметов церковного обихода. Иконописание на всем Русском Севере становится одним из главенствующих ремесел, которым занимались широкие слои населения в деревнях и селах, городах и монастырях. На Севере существовали иконописные мастерские, по своему уровню способные соперничать с Москвой. Таковы мастерские под патронатом Антониево-Сийского, Соловецкого, Тихвинского монастырей, а также в Холмогорах, Каргополе, Олонце, Вологде, Великом Устюге, Сольвычегодске.

Икона входила в праотеческий чин, состоявший из шестнадцати ростовых фигур с центральным образом Отечества. В 1656 году все чиновые иконы украшены серебряными окладами местными серебряниками Иваном Чернятиным, Дмитрием и Тимофеем Погудиными (Архив СПбИИ РАН.Ф. 132. Д. 164. Л. 24, 116 об.–117).

Раскрыта в ГРМ Р. А. Кесаревым в 2001 (частично), 2006–2008 (полностью)

И. А. Антропова, О. В. Клюканова, Т. А. Петренко.  «Небес удобрение и земли украшение». Север и Северо-Запад  // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 155-156, 160.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: