Пророк Самуил и Андрей Критский в предстоянии иконе «Богоматери Корсунской»
1707
- Доска, без ковчега, без шпонок, темпера. 32,3 × 36,2 × 1,4
- ДРЖ-2312
Пост. в 1913 из собрания Н. П. Лихачева
- Период Древнерусское искусство
- Библейский сюжет
- Поделиться
В XVII веке, в связи с широко распространившимися сказаниями о чудотворных иконах Богоматери, иконописцы стали создавать композиции «икона в иконе». В данном случае в центре верхнего поля средника помещена икона Богоматери Корсунской, которой предстоят пророк Самуил и архиепископ Андрей Критский. Икона представляет собой оплечный тип Богоматери Умиление, очень распространенный в России начиная с XVI века.
Соединение на одной иконе пророка Самуила и святого Андрея Критского определено их выдающимся значением как учителей и гимнотворцев.
Пророк Самуил, последний и знаменитейший из Судей израилевых (IX век до н. э.), избавил свой народ от ига филистимлян. Ученики Самуила совершали торжественные процессии с музыкой и пением во славу Божию. На иконе пророк изображен с темно-синим рогом в правой руке и развернутым свитком, на котором начертано пророчество о будущем Царстве Христа, в левой.
Святитель Андрей Критский (VII век) прославился как создатель новой литургической формы — канона. Ему принадлежит Великий покаянный канон, исполняющийся в первую неделю Великого поста.
Композиция представлена на фоне миниатюрного голландского пейзажа, написанного вполне реалистично, с учетом прямой перспективы. Отчетливо видны сугробы, розовое морозное небо и небольшие домики. Художники Оружейной палаты широко применяли на практике новый иконографический источник — немецкие, голландские и итальянские гравюры.
Действие на иконе разворачивается как будто на театральных подмостках, где фоном (декоративным задником) служит пейзаж, а сами действующие лица исполнены барочной патетики. Благодаря выбранной художником низкой точке зрения, фигуры святых вы- глядят монументально. Пышные одежды, крупный растительный орнамент на них с обилием золота, развивающийся свиток в руках пророка Самуила позволяют говорить о барочных чертах. Соединение нескольких художественных стилей в одной иконе очень характерно для иконописцев конца XVII — начала XVIII века.
М. В. Федосеева // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 206.
Надпись вдоль нижнего края: «Писан си о(браз) 1707 год(у)»
Раскрыта в 1972 в ГРМ Ю. Г. Бобровым