Христос Вседержитель
1663
- Дерево, доска цельная, две врезные встречные шпонки, паволока, левкас, темпера. 30 × 25 × 2,5
- ДРЖ-2051
- Экспонирование Михайловский дворец, Зал 4 Открыть панораму зала в виртуальном туре
- Период Древнерусское искусство
- Библейский сюжет
- Поделиться
Исследователи второй половины XIX — первой трети XX столетия писали о Симоне Ушакове как о центральной фигуре в истории русской иконописи второй половины XVII века, основателе так называемой школы Оружейной палаты. По происхождению Симон Ушаков был московским дворянином, а искусством, скорее всего, занимался с юных лет. В 1648-м его имя впервые упоминается в делопроизводственных документах царских мастерских. В то время он служил знаменщиком Серебряной палаты, создавал рисунки, по которым работали ювелиры и вышивальщицы, параллельно привлекался к государевым иконописным делам, исполнял иконы для частных лиц. Его ранние произведения из собрания Русского музея — «Богоматерь Владимирская» 1662 года из московского Сретенского монастыря и «Вседержитель» 1663 года — выполнены до поступления в штат царской иконописной мастерской, в возрасте не более 40 лет.
«Пантократор» из Русского музея выполнен по заказу окольничего Василия Семеновича Волынского († 1682). После смерти царя Алексея Михайловича он станет боярином (1676), даже возглавит на краткий срок Посольский приказ, а в период, когда Симон Ушаков писал для него эту икону, он был занят ведением мирных переговоров со шведами.
М. К. Каргер справедливо считал икону Пантократора «одним из предельных достижений нового, „живописного“ начала в творчестве Симона Ушакова». Христос показан на ней не как грозный владыка Вселенной. Напротив, идейное содержание образа соответствует тексту, который можно прочесть на иконе: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 9: 29). Его власть не от мира сего. Узкоплечий, с тонкими перстами, Спаситель смотрит прямо, но Его взгляд не встречается со взглядом молящегося. Мягкие вьющиеся локоны и большие очи с длинными ресницами придают Его образу интонацию сокровенности и трогательности.
В произведении соединились глубина смысла и совершенство художественного воплощения. Мастерски исполнены графья, подготовительный кистевой рисунок и завершающие слои моделировки. Колорит построен на сочетании оттенков розового, зеленого и голубого. Благодаря плавным светотеневым переходам свет на хитоне и гиматии Христа кажется переливающимся, а Его лик и руки — излучающими сияние.
Надпись золотом на нижнем поле: «7171 (1663) год(у) писал зограф Пимин зовомыи Симон Феодоров с(ы)н Ушаков по обещанию околничего Василия Семеновича Волынского».
П. В. Западалова. «Живоподобный» стиль в произведениях изографов Оружейной палаты и ее круга // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 63-64.
К иконе относится золотой оклад с эмалью.
Реставрирована в ГРМ в 1935 И. И. Тюлиным, в 1937 – Я. В. Сосиным, в 1954 – Н. В. Перцевым