Спас «Ярое око»
Конец XIV — начало XV века
- Дерево, паволока, темпера, левкас. 107,2 х 78,3 х 3
- ДРЖ-1889
Пост. в 1913 из коллекции Н. П. Лихачева- Москва
- Экспонирование Михайловский дворец, Зал 3. Открыть панораму зала в виртуальном туре
- Период Древнерусское искусство
- Библейский сюжет
- Поделиться
Представленный на иконе иконографический тип "Спаса оглавного", с перекрестьем за головой, по-видимому, повторяет образ Христа, который в VI веке был изображен над главным входом в Большой императорский дворец в Константинополе и являлся одним из палладиумов города. В этом своем значении он близок к "Спасу Нерукотворному", образу которого также придавался охранительный смысл. Эпитет "Ярое око" подобные изображения получили в достаточно позднее время, в среде старообрядцев. Он указывал на грозное Второе пришествие Христа, грядущего судить грешное человечество. Икона относится к числу выдающихся произведений московского искусства. Для образа свойственны мягкий и плавный силуэт головы, изысканные сочетания темно-красного и серо-голубого цветов в одеждах и на перекрестии нимба, тонкая светотеневая моделировка, объемная лепка лика. Эти черты роднят икону с группой произведений, написанных в Москве в конце XIV — начале XV века.