Коллекция Государственного Русского музея

Святой Артемий Веркольский, с житием в 16 клеймах

Север (?). Конец XVII века


В основу Жития Артемия Веркольского легло северорусское предание о крестьянском отроке Артемии из Пинежского села Веркола, убитого молнией во время земледельческих работ. Известны три редакции Жития святого; литературной канвой для иконы послужила первая редакция, составленная около 1618 года, в которую вошли только 53 чуда святого. Текст редакции создан до перенесения мощей святого Артемия из мирской церкви в Артемиево-Веркольский монастырь (основан около 1645).

Святой Артемий был причислен к лику новоявленных праведников; именно эта черта его святости отражена в Житии, а затем и в многочисленных иконах, ему посвященных. Смерть, свершившаяся по воле Божией (святой Артемий погибает не от удара молнией, а от священного ужаса, охватившего его при виде Божьего величия), возвышает отрока, и он становится «чистой жертвой, угодной Богу, приближаясь к чину святых страстотерпцев» (Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990. С. 212).

В среднике изображен святой Артемий в предстоянии Христу, помещенному в облачном сегменте в левом верхнем углу. Отрок облачен в белую крестьянскую рубашку с красной оторочкой по вороту, ноги босы, в правой руке он держит восьмиконечный крест, в левой тонкую ветвь — символ чистоты и непорочности. Средник окаймляет широкая светло-красная рама с изящным орнаментом в виде вьющегося стебля, характерная для икон северных писем.

Икона отличается удлиненными пропорциями фигур, тонким «мелочным» письмом, светлым радостным колоритом. Условные каменные здания церквей (которых в XVII веке еще не существовало на Пинеге) с раскрытыми «нутровыми палатами» акцентированы высокой и узкой черной нишей-проходом, которая корреспондирует с тонкими фигурами крестьян и клириков. Хрупкие деревца обозначают лес, в котором было обретено тело Артемия, захороненного «одаль церкви» (клейма 6, 7, 9), высокие, скалистые лещадки и грозовое небо с молниями (клейма 3, 5, 8) свидетельствуют о Божьем промысле, ниспосланном отроку. Цвета в иконе неяркие, изысканных сочетаний, преобладают оттенки зеленого, от темно-зеленого к оливковому и светло-фисташковому, идеально сочетающиеся с оранжево-красными и охристо-коричневыми цветами.

Личное письмо свидетельствует о работе художника, близкого к кругу мастеров Оружейной палаты. Крупные, правильные черты лика Артемия окружены мягкими притенениями, подчеркивающими верхнее и нижнее веко, складки под носом и нижней губой, волнистые волосы. Лик и шея прописаны светлой охрой по темному санкирю, что создает ощущение светящейся живописной поверхности. Это впечатление еще более усиливает белоснежная рубашка святого.

М. В. Федосеева // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 175.

Порядок клейм: 1. Рождество святого Артемия; 2. Крещение; 3. Святой Артемий отказывается играть в «детские» игры; 4. Святой Артемий просит у отца благословения на работу; 5. Смерть святого Артемия во время грозы; 6. Погребение святого Артемия; 7. Обретение тела святого Артемия Агафоником; 8. Агафоник рассказывает об открытии мощей святого Артемия; 9. Тело святого Артемия привозят к церкви Святого Николы; 10. Тело святого Артемия положили в паперти церкви Святого Николы; 11. Исцеление сына Калинника от лихорадки; 12. Калинник рассказывает о чуде исцеления своего сына; 13. Исцеление от болезней у гроба святого Артемия; 14. Исцеление бесноватого у гроба святого Артемия; 15. Исцеление расслабленного у гроба святого Артемия; 16. Исцеление младенца у гроба святого Артемия.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: