Великомученица Екатерина в молении Христу
Первая четверть XVII века
- Дерево, доска цельная, двойной ковчег, две врезные встречные шпонки (нижняя утрачена), левкас, темпера. 30,7 × 27 × 3
- ДРЖ-910
Пост. в 1922; с 1919 — в музее Археологического института в Петрограде; с 1879 по 1918 — в музее Санкт-Петербургской духовной академии; ранее — в Отделении иконоведения Общества любителей древней письменности- Происходит из Вознесенского монастыря в Московском Кремле. Реставрирована в ГРМ в 1985–1987 Д. Е. Мальцевой
- Период Древнерусское искусство
- Библейский сюжет
- Поделиться
Традиционная для древнерусского искусства иконография святых, молящихся Христу или Богородице, получает в первой половине — середине XVII века исключительно широкое распространение. Этому способствовала характерная черта эпохи — обострившиеся в Смутное время чувство покаяния и упование на прощение грехов. Важную роль играло усиливавшееся с каждым годом осознание значимости личной молитвы о спасении, что обусловило новый тип непосредственного, лишенного мистической окраски контакта человека и Бога, а также благочестивое желание сделать явным, почти материально осязаемым заступничество и чудесную силу покровительства святого, убедиться в его реальном могуществе и предстательстве перед Богом. Поэтому особым признанием пользовалась иконография, представлявшая не просто фронтальный образ чудотворца, но его непосредственную молитву.
Иконы избранных святых наиболее ярко отразили как демонстративный традиционализм этих десятилетий, так и нарастающий в обществе процесс становления личности, персонализации религиозного сознания, нацеленного на постоянный и действенный контакт со Спасителем.
К числу таких икон относится икона «Великомученица Екатерина» первой четверти XVII века, происходящая из женского Вознесенского монастыря Московского Кремля, где мученица, обращенная ко Христу со словами своего «личного» моления, написанного на раскрытом свитке, зримо получает Божье благословение.
И. А. Шалина, А. А. Макарова. Между старым и новым: иконопись и ювелирное искусство первой половины – середины XVII столетия // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 37.