Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

1685, Париж — 1766, Париж

Портрет Петра I

1717


Во время своего второго заграничного путешествия в 1716–1717 годах Петр I также посетил европейские столицы и был запечатлен кистью лучших иностранных живописцев. В Париже большие поколенные парные портреты Петра и Екатерины написал один из ведущих французских живописцев Жан-Марк Натье. Петр вновь изображен в рыцарских доспехах, но это уже не порывистый юноша, а зрелый, спокойный правитель. Сам император высоко оценил работу мастера, и тот исполнил ряд повторений удавшегося портрета (Походный журнал 1717. С. 17). Так называемый тип Натье стал на века одним из популярных в иконографии. Елена Столбова. Петр Первый в изобразительном искусстве // И мореплаватель, и плотник. Петр Великий в русской художественной культуре. СПб, 2022. С. 14.

Натье представил Петра в рыцарских доспехах на фоне сражения. Существует несколько аналогичных вариантов портрета Петра. Подписной и датированный находится в Музее Резиденции в Мюнхене. Подлинность эрмитажного полотна подвергалась сомнению уже в XIX веке (Васильчиков 1872. С. 69–73) и позднее (Немилова 1985. № 158). В 1872 картина находилась в бывшей гостиной императрицы Елизаветы Алексеевны в Большом Царскосельском дворце (Васильчиков 1872. С. 69–73). Наталья Бахарева / Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 37.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: