Всадница
1832
- Холст, масло. 291,5 х 206
- Инв. 212
Пост. в 1893 от Ж.-Ф. Дюлу- Государственная Третьяковская галерея
- Поделиться
Портрет-картина была написана по заказу близкой знакомой Брюллова графини Юлии Самойловой на ее вилле в Милане. Представлены две ее воспитанницы. Запечатленная на гарцующем вороном коне Джованнина Кармина Бертолотти, по имеющимся сведениям, стала супругой австрийского офицера Л. Ашбаха, к которому переехала в Прагу (Прожогин Н. Брюлловская всадница и ее необычайные превращения // Мир музея. 1998. № 2. С. 43). Младшая — Амацилия,— прильнувшая к ограждению, приходилась дочерью композитора Д. Пачини. Под опеку Самойловой она была взята в раннем детстве после смерти матери. На полотне ей около 4–5 лет. В дальнейшем Амацилия дважды выходила замуж и в конце жизни проживала в Милане. Нарядная, красочная, динамичная, с оттенком театральности картина, в которой классически уравновешенная композиция обогатилась романтическими интонациями, произвела большое впечатление на зрителей и принесла широкую известность Брюллову как портретисту. «В этом произведении как в человеческих фигурах, так и в животных ясно видно познание рисунка, умение мастерски располагать свет, письмо своеобразное, плавное, быстрое, сообразное с характером предметов и разнообразное по тонам…», — писала итальянская пресса («Прославленные шедевры, экспонируемые в Палаццо Брера» Милан, 1832) // Брюллов 1961). Полотно находилось в парижском собрании Самойловой. После разорения графини оно в 1872–1873 годах было продано вместе с другим имуществом. Cпустя двадцать лет П. М. Третьяков приобрел произведение у комиссионера Ж.-Ф. Дюлу через Петербургское общество для заклада движимых имуществ. Е. Б. Клементьева // Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова. СПб, 2024. С. 327.
Слева внизу: C: Brulloff MDCCCXXXII; на ошейнике собаки, бегущей за лошадью: Samoylo