Государственная Третьяковская галерея

1848, село Лопиял Вятской губернии – 1926, Москва

Аленушка

1881


Одна из лучших «сказочных» картин Васнецова «Аленушка» (ГТГ) создана по мотивам русской сказки 1. Здесь образ ребенка поднят до высокого трагического обобщения народной судьбы, народного горя.

Васнецов не уводит нас за тридевять земель в тридесятое царство. Картина совсем не сказочная, в ней нет волшебных и фантастических деталей, но она пронизана образами народной лирики. Все компоненты ее пейзажа имеют в народной поэзии символическое значение грусти, горя, сиротства. Вот тому примеры. Темный лес: «В лесу <…> нет радости мне, лесные деревья препечальные» 2; ели: «тут стояло несчастное дерево <…> по прозваньицу матушка елина» 3; осина: «уж как осина-то горькая — это я бедна-горькая» 4; осока: «не осокой мне обрезало у молодехоньки, печалью лютою, великою» 5; бел-горюч камень: «на горючем да белом камушке, тут сидела бела лебедушка, добро жалобно она кликала, ко белу камню да припадаючи» 6; вода: «что на тихой на заводи <…> жалобилась и плакалась сестра брату милому»… 7 Символика народной песни придает картине особую задушевность. «В „Аленушке“, — говорил Васнецов, — мне хотелось показать, как тянется к теплу человеческое сердце» 8. В. Г. Смолицкий. В. М. Васнецов и фольклор // Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения. СПб, 2024. С. 111-112.

1. Сравнительный указатель сюжетов: Восточнославянская сказка. Л., 1979. С. 135. № 450: Братец и сестрица.
2. Васнецов А. М. Песни северо-восточной России. Киров, 1949. С. 98. № 82.
3. Автономов Я. Символика растений в великорусских песнях // Журнал Министерства народного просвещения. СПб, 1902. № 11. С. 77.
4. Там же. С. 80.
5. Там же. № 12. С. 261.
6. Киреевский П. В. Песни, собранные П. В. Киреевским. Новая серия. М., 1911. Вып. 1. С. 28. № 68.
7. Там же. С. 8. № 12.
8. Лобанов В. П. Столешники дяди Гиляя. М., 1972. С. 144.

Художник хотел показать «как тянется к теплу человеческое сердце». В изображении отсутствует чудо или волшебство. Трогательный образ крестьянской девочки, сидящей на камнях у темного омута, имеет реалистические черты: вместе с ней будто «грустит» и сама природы. С. В. Кривонденченков. Аннотация к выставке «Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения». 2025.

Как в народной поэзии, персонажи картин Васнецова четко делятся на положительных, которые красивы, мужественны, справедливы, одухотворены, и отрицательных — безобразных, злых, бездуховных. Для народного словесного творчества характерны постоянные эпитеты. Они обычно подчеркивают самую существенную и показательную черту в предмете, выделяют именно то качество, которое, по мнению народа, наиболее отвечает его сущности. Трава всегда зеленая, лес темный, конь богатырский, девица красная, молодец добрый (то есть «дельный, сведущий, умеющий, исправный, добролюбящий»)*.

В художественной практике Васнецова все эти определения соответствуют изображенным им людям, животным и предметам. В его картинах мы найдем и зеленую траву фона, создающую особый «васнецовский» колорит, и темный лес, где скачет Иван-царевич на Сером Волке, на опушке тоскует Аленушка и т. д. В соответствии с описаниями в сказках и былинах образы Васнецова идеальны. Это приводит к тому, что герои его картин бывают похожи друг на друга. <...> Такое сходство персонажей подчеркивает их былинную и сказочную природу и в данном случае должно рассматриваться как особый прием, своеобразная художественная находка автора. В. Г. Смолицкий. В. М. Васнецов и фольклор // Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения. СПб, 2024. С. 113.

* Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1981. Т. 1. С. 443.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: