Государственная Третьяковская галерея

1848, село Лопиял Вятской губернии – 1926, Москва

Крещение Руси

Картон для росписи западной стены (над входом на хоры) Владимирского собора в Киеве. 1890


«Крещение Руси» — одна из центральных композиций во Владимирском соборе в Киеве — храме-памятнике, посвященном 900-летию крещения Руси. К образу равноапостольного князя, во имя которого был освящен собор, Васнецов обратился трижды — в многофигурных композициях «Крещение святого князя Владимира» и «Крещение Руси», а также в его иконописном образе. При торжественности и некоторой патетичности, соответствующих значительности сцен, образ Владимира оказался наделенным ярко выраженными индивидуализированными чертами. Элеонора Пастон // Программа «Избранники Клио. Герои и злодеи русской истории». С. 40.

В дневнике Васнецова сохранилась следующая запись: «…человек прежде всего определяет понятие добра и зла по отношению к своему бытию, ставя при этом на первый план <…> — начало духовное»*. Представления художника о духовных идеалах человека в полной мере реализовались в религиозной живописи мастера. Васнецов оформил несколько храмов, но вершиной его искусства в этой области стали монументальные произведения для Владимирского собора в Киеве. К работе над грандиозным проектом художник приступил в 1885 году после окончания фриза «Каменный век». Принимая во внимание новаторские особенности монументально-декоративных приемов художника, отметим, что важной составляющей самобытного «стиля» мастера было также привнесение «реального», «жизненного» в каноническое религиозное искусство. Не случайно А. В. Прахов, первоначально привлекший к работе «экспериментатора» М. А. Врубеля, остановил свой выбор на Васнецове. Последний старался отразить в изображениях святых эпизоды реальной истории становления русского государства. Выразительная трактовка декоративных орнаментов, старинных костюмов, просветленных ликов праведников вызывала радость и чувство сопричастности к продолжению национальных традиций. Более десяти лет Васнецов посвятил созданию почти четырехсот эскизов и картонов. После завершения работы во Владимирском соборе в 1896 году художник с глубоким удовлетворением сообщал супруге в письме: «Собор все-таки прекрасен вышел…»**. С. В. Кривонденченков. «В своем истинно национальном отразить вечное». Эволюция реалистической тенденции в творчестве В. М. Васнецова // Виктор Васнецов. СПб, 2024. С. 10.

* Отрывок из дневника В. М. Васнецова «Что такое добро и зло?» // Виктор Михайлович Васнецов: Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников / Сост., вступ. ст. и примеч. Н. А. Ярославцевой. М., 1987. С. 217.
** В. М. Васнецов — А. В. Васнецовой, 15 августа 1896 // Там же. С. 133.

Справа внизу: Викторъ Васнецовъ


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: