Спящая Царевна
Эскиз к одноименной картине (1913-1917) из собрания ГТГ. 1882
- Картон, масло. 31 × 40,5
- ДМВ Ж-143
Пост. в 1961 через МК РСФСР- Государственная Третьяковская галерея
- Поделиться
Эскиз к одноименной картине (1913-1917) из собрания ГТГ
В последний период своей жизни В. М. Васнецов работал над сюитой больших живописных картин, названной им «Поэмой семи сказок». Уже привычным для художника языком фольклора он говорил о вечных проблемах добра и зла, смысле жизни и, конечно, о любви.
Семь картин составляют три группы. <...> «Спящая Царевна» (ГТГ, ДМВ Ж-103) и «Царевна Несмеяна» (ГТГ, ДМВ Ж-104) составляют вторую группу. Обе героини очень похожи. Кажется, прекрасная девица спала и проснулась. Погруженная в свои мысли, она не видит и не слышит суеты окружающей ее жизни, не замечает женихов-искателей и шутов.
<...>
«Спящая Царевна» — это единственная картина, созданная Васнецовым на сюжет, отсутствующий в русском фольклоре. Художник создал произведение по мотивам французской сказки в изложении Ш. Перро, но придал ему русский характер, нарядив всех героев в русские одежды и поместив их в стилизованную обстановку русского быта XVII века.
В научной литературе о Васнецове неоднократно указывалось на связь его искусства с народным, на использование им тонов и красок древнерусской живописи и лубка. От народного искусства идет и особая декоративность и орнаментальность его полотен. В. Г. Смолицкий. В. М. Васнецов и фольклор // Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения. СПб, 2024. С. 112-113.
После 1917 года Васнецов сохранял в душе любовь к «старой России» и оставался верен прежним творческим идеалам. Он продолжал жить и творить в своем бревенчатом доме, построенном в русском стиле в тихом московском переулке за Садовым кольцом. «Здесь особенно чувствовался «художественный дух», пахло красками, фиксативом»*, — так описывали творческую атмосферу «васнецовского» дома близкие родственники. В просторной светлой мастерской на втором этаже дома были написаны многие известные произведения художника, в том числе цикл картин «Поэма семи сказок» (1901–1926). По мнению Е. В. Васиной, исследователя последних «сказочных» полотен художника, «Васнецов превратил картины в своеобразный живописный дневник, в котором отразились не только его творческий опыт, но и переживания, связанные с современными историческими реалиями…»**. На протяжении всей жизни Васнецов верил в развитие «своего родного Русского искусства». В письме к В. В. Стасову в 1898 году он сформулировал «тезис веры», прозвучавший будто жизнеутверждающий призыв: «…с возможными для нас совершенством и полнотой изобразим и выразим красоту, мощь и смысл наших родных образов, — нашей Русской природы и человека — нашей настоящей жизни, нашего прошлого <…> наши грезы, мечты, — нашу веру, и сумеем в своем истинно национальном отразить вечное, непреходящее»***. С. В. Кривонденченков. «В своем истинно национальном отразить вечное». Эволюция реалистической тенденции в творчестве В. М. Васнецова // Виктор Васнецов. СПб, 2024. С. 11.
* Васнецов Всеволод. Страницы прошлого. Воспоминания о художниках братьях Васнецовых. Л., 1976. С. 93.
** Васина Е. В. Интерпретации фольклорных сюжетов в позднем творчестве В. В. Васнецова: «Поэма семи сказок»: автореф. дис. … канд. искусств. М., 2021. С. 12.
*** В. М. Васнецов — В. В. Стасову, между 2 и 7 октября 1898 // Виктор Михайлович Васнецов: Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников / Сост., вступ. ст. и примеч. Н. А. Ярославцевой. М., 1987. С. 154.