Витязь
1883
- Холст, масло. 84,2 × 58,5
- Инв. 26598
Пост. в 1940 от Я. Г. Этингера- Государственная Третьяковская галерея
- Поделиться
Моделью для этюда послужил Петр Михайлович Васнецов (1853–1899), брат художника. Виктор Васнецов. СПб, 2024. С. 26.
Творчество художника развивалось в период, когда ведущей научной школой фольклористики была так называемая историческая. Ее представители стремились отыскать в фольклорном произведении, преимущественно былине, связь с исторической действительностью. Например, в образах русских богатырей они пытались найти подлинные прототипы. И Васнецов к своей работе подходил с позиций исторического живописца, стремясь к достоверной точности в изображении древнерусской одежды и оружия. В. Г. Смолицкий. В. М. Васнецов и фольклор // Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения. СПб, 2024. С. 109-110.
Для создания достоверных художественных образов эпических полотен на темы былин и русских сказок Васнецов использовал не только натурные этюды конкретных уголков природы, но и скрупулезно исполненные портреты. Племянник художника В. А. Васнецов вспоминал: «Натурщики — родственники и знакомые — позировали всегда, облачившись в соответствующие древнерусские костюмы» *. <...>
Живописец обращал особое внимание на индивидуальные черты современников, которые могли соответствовать архетипу исторического персонажа. Например, <...> брат художника Петр Михайлович Васнецов был запечатлен на живописном полотне «Витязь» (ГТГ, Инв. 26598) <...>. С. В. Кривонденченков. «В своем истинно национальном отразить вечное». Эволюция реалистической тенденции в творчестве В. М. Васнецова // Виктор Васнецов. СПб, 2024. С. 9.
* Васнецов Всеволод. Страницы прошлого. Воспоминания о художниках братьях Васнецовых. Л., 1976. С. 94.