Государственная Третьяковская галерея

1848, село Лопиял Вятской губернии – 1926, Москва

Затишье

1881


Творческий подъем Васнецова в конце 1870-х — начале 1880-х годов был обусловлен изменениями жизненных обстоятельств и профессионального окружения живописца. Начало супружеской жизни, переезд в Москву и сближение с единомышленниками Мамонтовского художественного кружка — все это способствовало раскрытию многогранного таланта Васнецова. В Абрамцеве, «с благословения» С. И. Мамонтова, живописец создает свои монументальные полотна, начинает работать над архитектурными эскизами и оформлением театральных постановок... 

Важным источником вдохновения художника стала исконно русская природа в окрестностях Абрамцева. Величественные и умиротворенные панорамы по берегам реки Вори в представлении Васнецова олицетворяли легендарные ландшафты, сохранившие дыхание седой старины. <...> В. В. Стасов высоко ценил успехи Васнецова в создании лирических изображений родной природы. Анализируя «полную задумчивости», «мастерскую» картину «Затишье» (ГТГ), он говорил, что живописец «способен еще много чудесного сделать в этом роде» **. С. В. Кривонденченков. «В своем истинно национальном отразить вечное». Эволюция реалистической тенденции в творчестве В. М. Васнецова // Виктор Васнецов. СПб, 2024. С. 9.

* Мамонтов В. С. Воспоминания о русских художниках. Абрамцевский художественный кружок. М., 2000. С. 30–31.
** Стасов В. В. Мой адрес публике (1899) // Виктор Михайлович Васнецов: Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников / Сост., вступ. ст. и примеч. Н. А. Ярославцевой. М., 1987. С. 329.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: