Государственная Третьяковская галерея

1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург

Пан

1899


В 1890-х Врубель был самой крупной фигурой среди русских символистов в изобразительном искусстве. Он – классический символист, создатель характерных образцов этого направления. Темой Демона для него началось и закончится это десятилетие. Пространство между «полюсами» заполняют характерные образцы символизма: <…> серия картин, акварелей, майолик с пантеистским мироощущением — «Утро», «Богатырь», «Пан», «Сирень», «Царевна-Лебедь», — навеянных фольклором, классической литературой и музыкальным театром. Разные по жанрам и темам, они являют спектр возможностей художника-визионера, свободно «пересекающего» время и пространство, в соответствии со своим пророческим даром творящего возвышенные мифы. <   >

В 1890-х <   > в живописи Врубеля тесно переплелись тенденции символизма и увлечение национально-романтическими исканиями, формированием «нового», «русского стиля» как национального варианта стиля модерн. Художника манила некая архаическая, окрашенная пантеизмом, тревожная и таинственная эпоха вещих птиц и леших, русалок, богатырей и вольных хлебопашцев с ее гармонией естественной жизни — «Пан», «Богатырь», «Морская царевна», панно «Микула Селянинович». / Владимир Круглов. Гениальный мастер Михаил Врубель // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С. 10‑11.

Врубель не мыслил пейзаж вне человека, населяя свои полотна изображениями не то людей, не то — мифологических существ. Многозначны и сложны по природе построенные на тонкой ассоциативной связи его картины «Утро», «Сирень», «Пан», «К ночи», где литературные и музыкальные реминисценции переплелись с ярко эмоциональным восприятием реальности, с претворением ставших элементом национальной памяти древних фольклорных образов. Свойственные работам мастера экспрессивное переживание состояний природы, ноты трагического одиночества, «тоска духа» делали их актуальными в атмосфере конца века. / Там же. С. 12.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: