Ирбитский государственный музей изобразительных искусств

1907, Кишинёв – 1992, Москва

«Серп и Молот» (Вальцовщики)

1972


  • Участие в виртуальных выставках и 3D-турах
  • Поделиться

Живописное полотно московского художника Иосифа Гурвича «Серп и молот» (Вальцовщики)» посвящено знаменитому московскому металлургическому заводу «Серп и Молот» – одному из крупнейших на территории центральной России, основанному в 1883 году. Своё название завод получил 7 ноября 1922 года «по просьбе трудящихся». К 1928 году производство выходит на уровень 1913 года.

В первой половине 1930-х годов на заводе была создана техническая база с современным для того времени оборудованием и освоена новая технология производства продукции из качественной стали. Были построены корпуса фасонно-литейного, калибровочного и лентопрокатного цехов; установлены первые электропечи, волочильные станы, термические и травильные агрегаты. В 1932 году на новом стане холодной прокатки впервые в стране был освоен выпуск ленты толщиной 0,1—1,0 мм из нержавеющей стали.

Во время Великой Отечественной войны здесь изготавливали оружейную продукцию для фронта и башни для танков ИС-2. В 1949 году впервые в мире была разработана технология применения кислорода для интенсификации мартеновского производства стали, за что группе ученых и работников завода была присуждена Сталинская премия первой степени. Впоследствии эта технология получила широкое распространение как на отечественных, так и на зарубежных металлургических заводах. В 1950 году Сталинская премия была присуждена сталеварам завода, добившимся резкого сокращения продолжительности мартеновской плавки. За отличные показатели завод неоднократно был награждён почётными орденами.

В 1970-х предприятие прошло полную реконструкцию производства, мартеновские печи заменены на электропечи, введена комплексная механизация и автоматизация всех производственных операций.

В работе 1972 года Иосиф Гурвич изображает работу цеха ещё в старом технологическом режиме. Перед нами предстаёт процесс вальцевания раскалённых докрасна металлических труб рабочими, фигуры которых автор располагает диагонально на плоскости холста, чтобы передать напряжённость их физического труда. Труженики в рабочих перчатках большими клещами изгибают протянутые через цех заготовки.

Иосифа Гурвича называли «советским сезаннистом» за его увлечённость художественным методом француза Поля Сезанна. Характерные приемы можно увидеть и здесь – в игре контрастов тёплого и холодного цветов, в прочных и обобщённых геометрических формах, в отсутствии правильной перспективы.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: