Кыргызский национальный музей изобразительных искусств им. Г. Айтиева

1939, с. Чон-Таш, (ныне Чуйская обл.) Киргизская ССР – 1992, Бишкек, Киргизская ССР

Портрет Саякбая Каралаева

1971


  • Участие в виртуальных выставках и 3D-турах
  • Поделиться

Творческая личность Народного художника Киргизской ССР Суйменкула Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Самые близкие ему герои – это его родные, односельчане, друзья по искусству, люди, близкие ему по духу. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией.

Саякбай Каралаев (1894–1971) – кыргызский поэт-сказитель, Манасчы (сказитель киргизского эпоса «Манас»), Народный артист Киргызской ССР (1939), символ духовного величия кыргизского народа. (Подробнее см. статью в Википедии)

В творческом багаже художника несколько портретов выдающегося акына, сказителя Саякбая Каралаева, который охотно ему позировал. В портрете, написанном в 1971 году, Батыр сидит за столом в голубом чапане. Позади голубое небо и белые облака. Виден краешек скатерти с национальным узором. Но подробности не интересуют мастера – он работает над символом! Черты сказителя приобретают масштабность, и даже большой шрам на лбу начертан как печать избранности. Спокойный, величественный, устремленный вверх. Напряжение сжалось в кулак, в блеске глаз сквозит сакральное знание. Нечто невыразимое в облаках. Художник долго готовился к большой тематической картине. Искал, пробовал, работал дома у портретируемого. Этот портрет очень живописен, ярок. Чокморов убедительно воплотил внутренне наполненный поэтичный образ великого манасчи.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: